Грех значит беззаконие

Грех значит беззаконие

Греческое слово ἁμαρτία (амартиа), которым обозначается грех в Священном писании, означает непопадание в цель, промах.

На выстрел была затрачена какая-то энергия, но цель не была поражена. Говоря о грехе, мы имеем в виду, что у каждого человека в жизни есть определенная цель, причем цель, которую ставит не только он. Каждый человек приобрел жизнь не самостоятельно, не по своей воле. Жизнь – это дар Божий, поэтому каждый человек является образом Божиим. Он носит в себе определенный потенциал, который и является целью его жизни, поэтому, совершая грех – в качестве отдельного поступка или определенной греховной склонности, некоего качества своего человеческого бытия, человек не попадает в цель, которую предназначил для него Бог. Поэтому грех в Священном писании неоднократно называется «беззаконием». Соответственно, совершая грех, человек нарушает определенные нормы своего бытия, и из-за этого нарушения он наносит вред прежде всего себе. Если мы честно посмотрим на свою жизнь, может быть, даже немного самоустранившись, то увидим, что грех связан еще с такой важной категорией, как свобода. Перед нами постоянно возникает выбор: ежедневно, ежечасно. Бывает так, что совесть (а совесть, согласно христианскому пониманию, это голос Божий в человеке) говорит, что мы должны поступить так, а наш житейский разум, обстоятельства, нам насильно навязываемые, – они говорят о том, что мы должны поступить по-другому. Совершая грех, преступая закон, мы совершаем свободный выбор. Соответственно, грех не является единичной точечной составляющей нашей жизни, но из этих точек выстраивается некий вектор, который уже через некоторое время начинает определять наше поведение. Самый яркий пример – это какие-то зависимости. Например, от алкоголя, наркотиков, когда все начинается в качестве невинного развлечения, может быть, человек находится в какой-то компании, где он не может поступить не так, как все остальные. Затем, через какое-то время, он начинает осознавать, что уже не контролирует ситуацию. Священное писание говорит о том, что «человек, который творит грех, становится рабом греха».

Конечно, грех – это болезнь. Чтобы болезнь преодолеть, нужно отойти на какое-то расстояние и оценить: а где же я нахожусь и как выглядит моя жизнь? Здесь, на этой подготовительной стадии, очень важную роль играют ориентиры. Часто мы задаем себе неправильные ориентиры и сравниваем себя с кем-то, кто находится с моральной точки зрения на более низком уровне. Тем самым мы кажемся себе намного лучше, чем есть на самом деле. Осознание существующей проблемы – первый шаг, но этого мало. Нужны усилия самого человека. Христианство говорит, что Бог спасает человека, но не без человека.

В процессе преодоления и исцеления греха очень важную роль играет Таинство исповеди.

 

Но необходимо понять, что исповедь – не просто какой-то божественный ластик. Вот у нас есть наши грехи, и Бог эти грехи просто стирает. Мы согрешили, Бог их опять стер, мы можем еще согрешить и так далее. Цель исповеди, цель борьбы с грехом – это то, что Церковь называет покаянием. Не просто отказ от греха, но преображение жизни. Человек должен стать другим, и тогда прощеный грех обязательно приведет к тому, что качество жизни будет меняться. Меняться на принципиальном, глубинном уровне.

Протоиерей Владимир Хулап, «Азбука веры»
беззаконие грех кубань молитва покаяние православие промах

Автор