Кремль требует пересмотра итогов Холодной войны

Кремль требует пересмотра итогов Холодной войны

Все началось 18 ноября, с выступления Путина на расширенной коллегии Министерства иностранных дел РФ, где президент РФ поставил перед ведомством Лаврова задачу интенсифицировать усилия МИДа по донесению линии Москвы до ее заклятых «партнеров», - приводит "Военное обозрение" хронологию событий. Там впервые прозвучали слова Путина о недопущении расширения НАТО на восток и о предоставлении Западом долгосрочных юридических гарантий безопасности РФ.

7 декабря по инициативе американской стороны происходит виртуальный саммит РФ-США, ставший логическим продолжением предыдущего женевского саммита полугодичной давности. О чем договорились лидеры двух ведущих держав, не знает никто. Самое банальное – договорились договариваться.

Через три дня, 10 декабря МИД РФ выкатывает список требований РФ к США и их союзникам по НАТО, опубликовав их тезисы на своем сайте. События стали развиваться с калейдоскопической быстротой.

Через пять дней, 15 декабря в Москву, транзитом через Киев, прилетает спецпосланник Вашингтона помощник Госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Карен Донфрид, чтобы забрать письменно-оформленные предложения Москвы. Она в первой половине дня встречается с заместителем Лаврова Сергеем Рябковым, а во второй проводит двухчасовые переговоры с замглавы АП Дмитрием Козаком, курирующим украинское направление. После чего спецпосланник Вашингтона без комментариев убывает в Брюссель.

Вашингтон был наверняка удивлен, когда после двух дней по отъезду Карен Донфрид из Москвы, замглавы МИД РФ Сергей Рябков на брифинге для российских и иностранных журналистов предал гласности переданные ей документы. Он раздал отпечатанные на русском и английском языках проекты договоров с США и НАТО по преодолению кризиса. Такого в подковерной дипломатии принято не было. Сергей Лавров расставил точки над iсловами: «Привыкайте, господа, правила меняются! Больше заболтать и замотать свои устные обещания у вас не получится». Россия вынесла переговоры в публичную сферу, дабы избежать несоблюдения достигнутых договоренностей и передергивания фактов.
Ранее МИД РФ опубликовал закрытую переписку Сергея Лаврова с его германским и французским коллегами Хайко Маасом и Жан-Ивом Ле Дрианом. Потому что европейские участники переговоров искажали позицию России в нормандском формате. В переписке они соглашались с Москвой, а публично  заявляли прямо противоположное.

Мы не зря начали обзор с выступления Путина на расширенной коллегии МИД РФ, где он призвал дипломатов интенсифицировать их усилия. 

Кремль пошел ва-банк, - это стало ясно по публикациям требований Москвы на сайте МИДа. Требования Москвы выглядели как ультиматум и по форме и по содержанию. Согласиться было равнозначно признанию американского поражения, но и отказаться рассматривать их Белый Дом не мог. Потому что аргументы Кремля - железобетонные, и о их наличии Байден был проинформирован своей разведкой еще до первой своей встречи с Путиным в Женеве. Они настолько убедительны, что оба саммита - и женевский, и виртуальный - были инициированы американцами.

На этом Кремль не остановился. На  брифинга для журналистов, созвавший его Рябков заявил, , что представленные Москвой документы – это комплексное предложение, которое надо принять или отвергнуть исключительно пакетом. Наконец прозвучали сроки: на все про все Кремль дает 30 дней, после чего представленные документы утрачивают силу (дедлайн случится аккурат 14 января 2022 года). Вашингтон отреагировал, назначив очередную встречу в Женеве на 10 января. Может быть потому, что другой зам Лаврова - Александр Грушко в интервью Владимиру Соловьеву сказал, что в случае непринятия наших предложений, Россия оставляет за собой право на меры военного и военно-технического характера. 

Проще говоря, Кремль в ультимативной форме предложил Штатам обнулить итоги Холодной войны, убраться из сопредельных с Россией территорий и своим ядерным оружием любого радиуса действия впредь не угрожать нам. Т.е. фактически фактически восстановить статус-кво по состоянию на 27 мая 1997 года.

Первое, что приходит на ум, так это послать Кремль, куда подальше с его наглыми предложениями. Но Штаты приняли предложения Москвы к рассмотрению. Видимо, на стороне Кремля имелись железные аргументы. И Байден о них знает! 

Требованиям Москвы изложены в двух документах, отдельно к Штатам и отдельно к блоку НАТО. Коротенько, но со вкусом. Всего 8 статей претензий к США и 9 статей к НАТО. Но каждая из них вызывает полное изумление – вы, что все это серьезно? Да, серьезно! Мы не шутим!

Для начала Россия предлагает Штатам и НАТО убраться с наших границ. Причем, речь идет даже не о границах Украины и Грузии, как потенциальных членов НАТО: эта тема закрывается раз и навсегда. Это - зона жизненных интересов РФ.

Но и этого России показалось мало: она потребовала от США убрать свое ядерное оружие любого радиуса действия и инфраструктуру к нему из Европы на свою национальную территорию. Данное положение распространяется и на стратегические бомбардировщики, и на надводные корабли всех классов, несущие ЯО. 

Ст. 4. Соединенные Штаты Америки не будут создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик и не являющихся членами Организации Североатлантического договора, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.

Ст. 5. Стороны воздерживаются от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или для неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов, в том числе в рамках союзов, коалиций и организаций, в районах, соответственно, вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой Стороны.


Данная статья включает в себя и согласование предельно допустимых дистанций сближения боевых кораблей и самолетов в открытом море и воздушном пространстве над ним.
 

Ст. 6. Стороны обязуются не развертывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой Стороны.


Этот пункт сразу ставит крест на всех американских РМСД, зачем они им, если со своей территории они до РФ долететь не могут, там максимальный радиус действия подобной ракеты 5,5 тыс. км, даже с Аляски они могут дотянуться только до нашей Чукотки и кусочка Камчатки, что снижает степень угроз до нуля и делает РМСД ненужными.
 

Ст. 7. Стороны исключают развертывание ядерного оружия вне национальной территории и возвращают такое оружие, уже развернутое за пределами национальной территории на момент вступления в силу настоящего Договора, на национальную территорию. Стороны ликвидируют всю имеющуюся инфраструктуру для развертывания ядерного оружия вне национальной территории. Стороны не осуществляют подготовку военнослужащих и гражданских лиц из стран, не обладающих ядерным оружием, к применению такого оружия.

Это положения Договора с США. Как видите, все предельно коротко и ясно (мои объяснения вышли длиннее). Последний пункт предполагает недопущение передачи ЯО другим сторонам, в частности, задействование ВВС Германии или какой другой страны НАТО (кроме Франции и Британии) для нанесения воздушных ударов по территории РФ с использованием американских авиабомб в ядерном исполнении. В статье 4-й особо подчеркнуто недопустимость создания военных баз на территории стран, не входящих в НАТО, на двусторонней основе, т.е. то, что сейчас происходит в Украине и Грузии (зачем Штатам НАТО, если они и так там могут создавать свои базы на основании двусторонних соглашений).

В Договоре с НАТО Россия пошла еще дальше.
 

Ст. 3. Участники подтверждают, что не рассматривают друг друга в качестве противников. Участники поддерживают диалог и осуществляют взаимодействие по совершенствованию механизмов предотвращения инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (в первую очередь, на Балтике и в Черноморском регионе).

Ст. 4. Российская Федерация и все Участники, являвшиеся по состоянию на 27 мая 1997 года государствами-членами Организации Североатлантического договора, соответственно, не размещают свои вооруженные силы и вооружения на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, размещенным на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года.

Ст. 7. Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, отказываются от ведения любой военной деятельности на территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии (все совместные учения оговорены не выше бригадного уровня – это не более 2-3 тыс. чел., на расстояниях согласованной ширины и конфигурации от линии границ РФ и стран ОДКБ – прим. авт.).

И все это заканчивается статьей 9-й, где уточняется, что любой участник соглашения может выйти из него, направив депозитарию соответствующее уведомление. Действие договора прекратится для такого участника через 30 дней после получения депозитарием уведомления.

Если резюмировать, то Москва предлагает Штатам и их партнерам создать пояс безопасности вокруг РФ, т.е. обнулить итоги Холодной войны, в которой США считают себя победителями, и вернуться даже не в 1997 год, а в 1991, когда после распада Союза и Варшавского Договора пять европейских стран – Австрия, Швеция, Финляндия, Швейцария и Ирландия, каждая преследуя свои цели, но все же подтвердили свой нейтральный статус. Эти страны вместе со странами Организации Варшавского Договора и создавали тот самый буфер безопасности между СССР и НАТО. Россия сейчас с позиции силы требует восстановления утраченного в 1991 году статуса-кво.

Напомним, на ежегодной пресс-конференции президент РФ не дал прямого ответа на вопрос журналистки британского канала «Скай Ньюс»: может ли Россия гарантировать ненападение на Украину? Путин сказал что это будет зависеть от Запада, подвесив и Зеленского, и Байдена в состояние неустойчивого равновесия. Закончил же Путин свой ответ представительнице Туманного Альбиона словами: "Это не мы вам, а вы должны дать нам гарантии! Причем, немедленно!"
 

Безопасность Украины заканчивается там, где начинается безопасность России. Украина либо будет дружественной России страной, нейтральной по отношению ко всяким военным блокам, либо ее не будет вовсе. 

Автор