Экспонаты литературных музеев Крыма не исчезли во времени благодаря самоотверженности их сотрудников.
Когда говорят о современном значении культурно-исторического наследия Крыма, не лишне сказать и о тех людях, благодаря которым это наследие не было утрачено за последние четверть века при вхождении Крыма в состав Украины.
Наверное, отдыхая в Крыму, вы тоже побывали в доме-музее Чехова в Ялте. Приветливые экскурсоводы водили вас по комнатам, в которых жил и работал Антон Павлович Чехов, где сохранилась обстановка тех лет, книги, которыми он пользовался как лечащий врач, телефон, к которому он бегал, чтобы услышать новости о премьере своей новой пьесы в Москве. Водили вас и по саду, который был заложен в конце позапрошлого века писателем, побывали у могилок его матери, младшего брата Николая Павловича и младшей сестры Марии Павловны. Именно она сохранила для нас бесценные артефакты.
Мария Павловна была директором дома-музея до своей кончины в 1957 году. Не покидала она этот дом и во время фашистской оккупации. Ей предложили эвакуироваться, но когда Мария Павловна узнала, что экспонаты музея не смогут вывезти, покидать Ялту отказалась. Почему квартировавший в доме Чехова фашистский майор фон Бакке не позарился ни на что в музее, сложно теперь сказать. Главное, что в войну не исчез ни один экспонат этого замечательного музея, и бойцы Красной армии, только что освободившие Ялту, шли на экскурсию сюда и писали слова благодарности Марии Павловне:
Дорогая Мария Павловна! Бойцы и офицеры воинской части горячо благодарят Вас за то, что Вы в тяжелые дни немецкой оккупации сумели сохранить этот родной и близкий каждому русскому человеку домик нашего замечательного писателя Антона Павловича Чехова.
Сейчас мы идем в бой. Во имя любви к жизни, во имя любви к человеку, во имя всего того, чем жил и любил наш Чехов, мы будем уничтожать орды фашистских злодеев, заливших кровью нашу родную землю.
По поручению бойцов и офицеров части
старший лейтенант В. Стерженский.
Сразу после войны в 1946 году одна из сотрудниц музея привела Марии Павловне замену себе – 18-летнюю девушку Аллу Ханило. Алла была принята на работу и проработала под руководством Марии Павловны десять лет, до ухода из жизни сестры Чехова. Работает Алла Ханило в музее и сейчас, спустя 70 лет. Единственный лишь она раз посягнула на музейный экспонат: сняла со стены и положила в гроб Марии Павловне семейную реликвию-икону: Мария Павловна была верующей.
Алла Ханило знает на ощупь каждый музейный экспонат, помнит его историю.
Последние четверть века работать было трудно: отношение к Чехову на Украине изменилось. Потому возвращение Крыма в Россию Алла Ханило восприняла с огромной радостью. Когда в Крыму проходил референдум, спешила так, что поскользнулась и сломала руку. Приехавшей «Скорой помощи» заявила: «Сначала отвезите на голосование, а потом уж поеду с вами в травмпункт».
Так врачи и сделали, зная что за ее желанием стоит забота о русской культуре, которую она сохраняет для нас. В литературном музее Максимилиана Волошина в Коктебеле нет таких сотрудников-долгожителей. Но молодым энтузиастам пришлось возрождать дом-музей поэта в 2002 году и вот уже четырнадцатый год музей не только принимает посетителей, но и ежегодно проводит Волошинские чтения в мае и Международный поэтический конкурс современной поэзии в сентябре. И разве мог я не оценить сияющие глаза Ярославы, научного работника музея, когда она говорила со мной о поэзии Серебряного века, о хозяине и обитателях дома, гостеприимно открывшего свои двери более ста лет тому назад. Таким он и задумывался Максмилианом Волошиным:
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог…
Мы сидим в мастерской знаменитого поэта и художника, где над нами стеллажи с тысячами старинных книг, только на французском языке здесь их несколько тысяч - Волошин был переводчиком современной ему французской поэзии. Справа- застекленный шкаф с баночками красок, которыми работал Волошин-художник, а слева- огромный бюст кудлатого «киммерийского Сократа»- Максмилиана Волошина.
Волошин закончил строительство дома в 1913 году и до конца его жизни в 1932 году дом был открыт для многочисленных гостей. Здесь побывали Николай Гумилев, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Андрей Белый, Валерий Брюсов. Список гостей можно продолжать и продолжать…
Потом Советской властью был построен рядом Дом творчества и советские писатели приходили в Дом поэта как паломники. Здесь были все: и «правильные» писатели и будущие писатели-диссиденты, такие как Василий Аксенов и Виктор Некрасов перед высылкой их из страны.
В 1984 году Дом поэта наконец-то открыли как музей. О творчестве Максмилиана Волошина опять заговорили. И о его спасительном посредничестве в годы Гражданской войны, когда он прилагал все силы к спасению творцов Серебряного века русской культуры.
Сергей Левичев
На фото: хранитель музея Чехова Алла Ханило с портретом с портретом Марии Павловны Чеховой.
Сестра писателя Мария Чехова
Книга с автографом Марии Павловны Чеховой