Кто такие минипуты?

Кто такие минипуты?

С началом летних каникул бабушки и дедушки обязательно знакомятся со списком литературы, которую рекомендуют прочитать их внукам, чтобы помочь им отыскать нужные произведения дома или в библиотеках, а потом «проконтролировать» чтение. Ведь не очень-то хочется ребятам читать книги, когда у них есть мобильные телефоны, планшеты, гаджеты.

Так что не удивительно, что разговор о рекомендуемой литературе для школьников я веду в нашей пенсионерской газете. Вот у меня такой список для летнего чтения перед 5 классом. Многое в этом списке радует: это проверенные временем произведения Гайдара, Катаева, Осеевой, сказки Волкова. Есть и авторы более позднего периода, такие как Анатолий Алексин, Владислав Крапивин. Известные произведения зарубежных авторов: «Том Сойер» Марка Твена, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Стоп, а это что за произведение: «Артур и минипуты»? Чье оно? Кинорежиссера Люка Бессона, чьи фильмы замусорили наш телеэкран? Значит, теперь я не смогу и выключить эту ерунду, ведь оно же по программе? Значит, и со страниц книг теперь будем потчевать детей всякими орками, гоблинами, минипутами, существами, о которых знают только наши внуки, часами прикованные к этим уродцам из телеящика? Чему они научат детей? Не стоит ли тут подумать об «импортозамещении»? Разве нет наших современных детских авторов? А где кубанская литература? Помню, с каким упоением читали мы приключенческие книги Вячеслава Пальмана и Бориса Каспарова, романтические повести Юрия Абдашева, поучительные истории Юрия Сальникова. Их, к сожалению, не переиздают, но их еще можно найти в библиотеках.

Да есть и новые авторы детских книг. Недавно мой внук получил в подарок книгу сказок Александра Ильина, выпущенную в издательстве «Традиция». «Сказки про Ляпу и Симу» внук с удовольствием и быстро одолел. Я поинтересовался в краснодарских библиотеках, есть ли у них эта книга. Оказалось, что в библиотеке имени Гоголя об этой книге и не слышали, а в детской библиотеке имени Гайдара она почему-то стоит в разделе краеведческой литературы, согласно рубрикатору.

А ведь в этой книге сказок повествуется о том, чего зачастую лишены современные дети: о жизни на природе, в настоящей деревеньке с дедушкой и бабушкой и с разнообразным сообществом домашних животных. Образы этих домашних животных созданы писателем с большой достоверностью и любовью и любой, читающий сказки, запомнит и собачку Шарлотку, и козу Розу, и петуха Кочета, и, конечно же, главных героев: гусенка Ляпа и уточку Симу, решивших научиться летать.

У каждого обитателя подворья, как и у тех, с кем они встречаются в сказках, свой характер: и у вроде бы бестолковой, но, оказывается, смелой козы Розы, и верно несущей сторожевую службу собачки Шарлотки, и у саморефлексующего кота Федора, и у горделивого петуха Кочета, и у вечно обиженного Черепашонка.

Сказки связаны между собой тем, что гусенок Ляпа и уточка Сима стремятся во что бы то ни стало научиться летать. Какие только приключения с ними не происходят на этом пути! Они даже попадают в известные русские сказки: про курочку Рябу, про Колобка. И еще про лягушку-путешественницу: ведь мечта гусенка и уточки стать такими же, как утки из этой сказки, летящие зимовать на юг. Так что сказки писателя Ильина и «встроенные» им в повествование народные сказки - одно целое в той череде событий, о которых дети узнают, читая книгу. И, оказывается, надо внимательно вчитываться, ведь именно тогда происходят чудеса и можно попасть в другую сказку. А ведь большинство событий, происходящих с гусенком и утенком, вовсе и не сказочного характера, если не считать того, что все животные разговаривают между собой и с дедом и бабой.

Кубанский писатель Александр Ильин подарил юным читателям увлекательную и поучительную книгу, но главное слово о ней должны сказать сами дети. Быть может, кто-то, прочитав мою заметку, и поищет эту книгу для своего «подопечного». Но как же нам добиться того, чтобы приобщение детей к книгам проходило не формально, не по чиновничьи, а с любовью к юным читателям тех, кто составляет списки рекомендуемой литературы, чтобы они отчитывались не количеством проведенных мероприятий, а качеством прочитанной детьми литературы.

Сергей Левичев

 

Автор