Прекрасное есть жизнь

Прекрасное есть жизнь

К 190-летию со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского)

У великого человека во все времена можно отыскать много ценного. На то он и великий. Но в этом «золотом запасе» всегда есть то, что в ту или иную эпоху оказывается самым значимым, самым современным. Потому, если желать сохранения и продолжения нашей человеческой истории, то должно быть правилом жизни никогда не забывать советы великих. И в эти дни, в 190-ю годовщину со дня рождения (24 июля 1828 года) нашего великого соотечественника Чернышевского хочу, чтобы мы вспомнили об одной идее Николая Гавриловича, которая сегодня более чем актуальна.

Вопрос о жизни во все времена был важен, но сегодня, когда уже более четверти века наша Родина оказывается на первых местах в мире по числу самоубийств, на далёких от первых по продолжительности жизни, этот вопрос, право же, более чем актуален. А уж как там насчет вечной жизни, поинтересуемся по ходу нашего разговора у сына священника – Николая Гавриловича Чернышевского.

Наше старшее поколение со школьных времен лучше всего знакомо с Чернышевским как с автором романа «Что делать?». Об основной идее этого романа мы еще вспомним, но начнем все-таки с некоторых биографических данных нашего именинника.

Всем нам хорошо известно, как значимы для всей жизни наши впечатления детства: то, что особенно взволновало, что восхитило, что отвратило и т.д. С этим багажом и идет человек в свое будущее. Так было и в жизни Николая Гавриловича. В огромной библиотеке отца, как о нем говорили – «священника Божия», была богатая и религиозная, и светская литература, книги на разных языках. Образованный отец, добрейшая мать и любящая няня-сказочница смогли передать ребенку все лучшее.

Разнообразие этого богатства выразилось не только в том, что уже в детстве Чернышевский овладел несколькими языками, научился мыслить, анализировать, чувствовать и сострадать другим. Здесь произошло самое важное в жизни – развитие и соединение РАЗУМА и ДУШИ, то единение, без которого не будет человека в полном смысле этого слова, а уж тем более великого человека. Так еще в детстве вошел в душу Николеньки Христос, о котором позже он напишет: «Так мил душе, но уже 18 веков его учение не входит в жизнь». (Как ни печально, но это остается истиной и в XXI веке).

А теперь обратимся к некоторым биографическим фактам этого человека, которому с детства был «мил душе» Христос. Тогда, принимая безусловно заповеди Христа, он определяет в дневнике свой путь: «…содействовать благу человечества и славе отечества», «разделять с человечеством его радость и горе». Какими фактами заполнился этот судьбоносный выбор, нетрудно догадаться.

Итак, интересы явно гуманитарной направленности привели Николая Гавриловича на философский факультет Санкт-Петербургского университета, учеба на котором благополучно завершилась в 1850 году. Философский факультет, размышления и студенческие споры о сути человеческого бытия, споры, рожденные на страстном постижении этой сути великими европейскими и нашими мыслителями, хотя и отведут Чернышевского от идеи Бога, но не уведут от Христа. Тот, кто с детства был «мил душе», помогал ему.

После окончания университета у него оставалось всего 12 лет свободной жизни. В эти 12 лет уложились: работа учителя гимназии в родном Саратове, издание первых произведений, счастливая женитьба на Ольге Сократовне Васильевой, дочери врача (1853 г.), с которой осуществилась его юношеская мечта («хочу любить только одну во всю жизнь»), переезд в Санкт-Петербург, защита диссертации на степень магистра русской словесности «Эстетические отношения искусства к действительности», активная творческая деятельность в журналах, ведущая роль в отделе критики в журнале «Современник», где выразилось самым откровенным образом все то, что несла с детства его душа: желание блага всем, отвержение любого насилия.

И уж когда подоспела отмена крепостного права, осуществление которой повлекло бесконечное количество изуверств со стороны господ, Чернышевский не мог обойти эти человеческие уродства молчанием. «Не хочу верить, – горько признавался он, – что был Бог, когда мы видим, что так несчастны самые лучшие между нами». Как утверждал Николай Алексеевич Некрасов, тогда главный редактор «Современника», «его послал Бог гнева и печали рабам земли напомнить о Христе».

Но такие напоминания, как обычно, дорого обходятся. Очень скоро, уже в 1862 году, он был объявлен «государственным преступником». Потом последовала «гражданская казнь» на эшафоте. В общем, точно повторилась история Христа, только окончанием было не повешение, а заключение в Петропавловскую крепость, где он провел 2 года в каземате, где полуголодный написал тот самый знакомый нам с юности роман «Что делать?», в котором, как сам признавался, «хотел изобразить обыкновенных порядочных людей» (не грех было бы нашим современникам, в том числе творцам, вернуться и еще раз вглядеться в форму поведения и духовный мир этих «обыкновенных порядочных людей»!).

После 2-летней камеры было продолжение приговора – на 20 лет Сибирь и 6 лет поднадзорной жизни в Астрахани и только в июне 1889 года ему было разрешено вернуться в Саратов, где начиналась его жизнь учителя и где в октябре того же 1889 года завершилась его земная жизнь. Теперь если провести примитивный математический подсчет, то окажется: из 61 года жизни, отпущенных Николаю Гавриловичу на земле, 34 были годами, пусть зачастую и нелегкой, но свободы и 27 – полной несвободы.

Вот такая явно невесёлая история земной жизни великого человека. И все же это была история человека, который впитал в себя принципы того, кто был с детства «мил душе». О его «природной мягкости» писали современники, награждали некоторые эпитетом «инстинктивный демократ»; на каторге он получил прозвище «стержень добродетели»; каторжане утверждали, что «его настроение всегда ровное, спокойное»; один из товарищей по ссылке объяснял его личность некрасовской строкой: «Кто знал его, забыть не может, тоска о нем язвит и гложет».

Своим творчеством, как и собственно историей своей жизни, Николай Гаврилович Чернышевский сделал, пожалуй, самое главное – вернул Христа в земную жизнь и построил собственную согласно заповедям Христа. Через его художественное творчество многим миллионам людей удалось увидеть и оценить красоту просто порядочных людей, а увлеченным научными поисками, независимо от их религиозных или атеистических пристрастий согласиться с таким простым и все же очень значимым выводом магистерской диссертации – «ПРЕКРАСНОЕ ЕСТЬ ЖИЗНЬ»! А прекрасное надо всегда ценить, беречь, и святая задача искусства – быть учителем и проповедником прекрасного.

 

Нелли Тер-Геворкян

Фото: prosvetcult.ru

 

Автор