Как кубанские казаки 200 лет назад детей учили

Как кубанские казаки 200 лет назад детей учили

В начале XIX столетия в кубанском крае уживались в сфере образования два противоположных течения: народное самообучение и официальная школа.

Курс в сторону официальной школы с профессиональными педагогами на Кубани был взят в первые десятилетия позапрошлого века. Уже в 1812 году началось кампания, конечной целью которой было исключение самообучения из образовательного процесса. Кампания эта, как отмечает историк и общественный деятель Федор Щербина в труде «История Кубанского казачьего войска», была длительной и весьма непростой, поскольку «легче было выгнать многочисленных врагов из России, чем заставить черноморского казака отказаться от векового обычая учиться грамоте и письму по собственному разумению и без всякой опеки со стороны».

Указ Его величества

В начале девятнадцатого века приоритеты в народном образовании, как известно, отдавались духовным учебным заведениям. Подтверждением тому служит то, что в разных уголках необъятной России-матушки открывались духовные академии и семинарии. Внимание же на светское образование обратили в 1802 году, когда в стране было учреждено Министерство народного просвещения и высочайшим указом определены его функции и основные задачи.

Императорским указом, подписанным в январе нового 1803 года, вводились единые «Правила народного просвещения» и положение «О заведении училищ».

«Рассмотрев поднесенный нам министром просвещения общий с членами правления училищ доклад об устроении училищ и распространении наук в Империи нашей, – говорилось в тексте указа, – признали мы за нужное утвердить предварительные правила народного просвещения. И как сия государственная часть, по различию предметов, в нее входящих, касается не только до гражданских, но и до духовных властей, … мы (император Александр I – прим. ред.) удостоверены, что и все наши верноподданные примут деятельное участие в сих заведениях, для пользы общего и каждого учреждаемых».

При новом Министерстве учредили Главное правление училищ (Комитет). В него вошли компетентные и преданные делу просвещения люди, которые с энтузиазмом взялись за разработку новой платформы народного образования. Одним из первых начинаний Комитета стало деление территории России на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Белорусско-Литовский (Виленский), Дерптский (немецкий), Харьковский, Казанский (до этого времени был один округ). Кубань, как отмечает историк Ольга Шкилева в работе «Из истории образования на Кубани. Дореформенный период», вошла в состав Харьковского округа.

Грамотка, часословец и псалтырь

В кубанском крае первые шаги светского образования были робки и несмелы. Делались они через школу приходского дьяка и через писарню земского повытья (то есть отделения в приказе, ведающего делопроизводством – прим. ред.). Именно там, в писарне, где «робкое детское перо погружалось в обломок бутылки, заменявшей чернильницу», и появились прообразы современных средних образовательных учреждений, отмечается в трудах начальника Псекупского казачьего полка, а по совместительству историка и основателя первого на Кубани краеведческого музея в Горячем Ключе Ивана Попко.

«От цветущей долины первых игр детства до чернильной вершины войскового Парнаса считалось три поприща: грамотка, часословец и псалтырь», писал Иван Попко, подчеркивая, что через служителей культа дети познавали «государеву политику», нравственность, учились бороться с дурными помыслами, уважать власть, отвечать за свои поступки, анализировать собственное поведение, делать выбор между добром и злом.

Что же касается обучения грамоте как такового, то занимались им в основном лица духовного звания: местные грамотеи и писари. «Мастерами грамоты» чаще всего были дьячки или мирские люди, для которых дело обучения стало основной профессией. По договоренности с отцом или родственниками отрока обучали его такие профессионалы у себя на дому или в семье ученика, регулярно навещая подопечного.

Иногда на таких уроках собирались несколько детей, таким образом получалась небольшая школа. Учили детей грамоте да уму-разуму в основном по религиозным книгам, однако известны случаи, когда учителя использовали в процессе и произведения устного народного творчества: например, казачьи сказки и различные пословицы.

Грамотного человека на Кубани называли «письменным», а пишущего с крючками и без препинаний величали «бумажным», читаем у Ивана Попко. Бумажных людей в войсковых присутствиях, канцеляриях, комиссиях и станичных правлениях было немалое число. Казалось бы, процесс обучения вполне можно было запускать исключительно на местном материале. Однако известен документ, свидетельствующий об обратном.

Трудами просветителя Кирилла

В 1803 году в Екатеринодаре открылась 1-я войсковая школа. При этом наказной атаман Бурсак, который, по-видимому, не очень доверял местным грамотеям, специально выписал из Московского университета для преподавания наук в этой школе студента Иванченко и гимназиста Полякова.

В следующем, 1804 году, на базе войсковой школы открылось войсковое училище. Его смотрителем стал протоиерей Кирилл Россинский, по мнению современников, самый деятельный поборник просвещения в Черномории. Протоиерей Россинский был редкою для своего времени личностью. По образованию и по уму не было равного в войске. По энергии и бескорыстию он был также единственным в своем роде общественным деятелем. «Будучи духовным пастырем, он всю свою жизнь и состояние посвятил делу народного просвещения и умер никем не оцененный, положительно бедняком», - писал о просветителе Федор Щербина.

Благодаря активной миссионерской деятельности Россинского на территории Екатеринодара в 1813 году возникает ряд церковных строений: были построены церкви во имя Святой Екатерины в центре города, во имя Святого Апостола Фомы на территории кладбища. В 1821 году Россинский обращается с просьбой к князю Александру Николаевичу Голицину, президенту Российского Библейского общества, также ведавшему в то время духовными делами и народным просвещением в Санкт-Петербурге, о разрешении открыть в «городе Екатеринодаре и окрест войска Черноморского сотоварищества Библейского общества для содействии в снабжении книгами Священного писания».

Такое разрешение было получено, и он приступает к активной работе, вовлекая в нее все больше своих единомышленников.

В 1806 году Россинскому удалось открыть в Екатеринодаре уездное начальное училище. Сам он был назначен его смотрителем и законоучителем. Для преподавания предметов из разных городов были выписаны хорошие наставники. В 1811 году к училищу были присоединены гимназические классы, что позволило в дальнейшем открыть гимназию. В августе 1818 году трудами Россинского было открыто духовно-приходское училище, а первым смотрителем назначают его основателя. Для учеников местных училищ Россинским были составлены «Краткие правила российского правописания». В том же году Харьковская университетская типография выпустила в свет второе издание этих правил, которое финансировал полковник Черноморского войска М. Дубонос.

В 1901 году в одном из апрельских номеров «Кубанских областных ведомостей» екатеринодарцы выразили благодарность просветителю, предложив назвать одно из проектируемых зданий начальных училищ именем протоирея Россинского.

Неграмотным казакам чинов не положено

В первые годы после открытия училище было чисто казачьим. Материальные средства, оборудование, помещения, подбор учебного персонала и учебное дело казаки организовывали на собственные средства. Заведывание учебной частью лежало на смотрителе, хозяйственной – на наказном атамане и канцелярии. Находясь под покровительством войска, это учебное заведение имело свою собственную библиотеку, состоявшую из 155 книг и 10 томов “Древней истории Голеня”, что по тем временам считалось весьма солидным арсеналом знаний.

На высоте было и качество подготовки обучающихся в данном заведении, об этом свидетельствуют сохранившиеся в архивах документы.

31 августа 1803 года вышел указ Военной коллегии и Военного министерства «О предоставлении Черноморского войска к производству в хорунжие грамоте умеющих». Указ распространялся и на казаков-линейцев. Для укрепления дворянского сословия армейскими чинами жаловали лишь богатых, грамотных и преданных царскому правительству старшин, читаем в работе «Черноморское казачество в конце ХVIII – первой половине ХIХ века» кубанского историка Галины Шевченко. При всех «доблестях и достоинствах» неграмотные казаки не могли получить офицерского чина.

От полковых и линейных командиров требовали знание «грамоты в такой степени, чтобы могли представлять начальству письменные донесения о команде им порученной, делать сношение по службе, вести приход и расход провианта, денег и вещей и отдавать положенный отчет». Для получения офицерского чина надо было сдать экзамены. «Производящий испытание предлагал экзаменующемуся для чтения в присутствии своем печатную книгу и потом четкою рукою написанную рукопись. Если держащий испытание мог читать оную понятно и без замедления, то почитался в чтении твердым». По чистописанию требовалось переписать около страницы из книги или рукописи «без многих грубых ошибок, письмоводству – ясно и правильно излагать в письме свои мысли. Тем, кто не обладал всеми необходимыми знаниями и навыками, об офицерском чине оставалось лишь мечтать…

Известно также, что казаки, уважительно относившиеся к образованию, в 1805 году пожертвовали на развитие войскового училища 4376 рублей.

Азы просвещения

Касательно обучения совсем юных отроков стоит заметить, что на Кубани, как и по всей России, в начале XIX заметно увеличилось число учебных заведений. Каждый церковный приход имел по крайней мере одно приходское училище. В церковноприходских школах учились дети казаков, реже – иногородних.

Федор Щербина отмечал, что существовали эти учебные заведения за счет средств местных церквей, приходских обществ, епархиальных училищных советов и их отделений.

Среди предметов во всех учебных заведениях предпочтение отдавалось Закону Божьему. Преподавали краткую церковную отечественную историю, географию с краткими сведениями о явлениях природы, черчение и рисование. Уроки русского языка проходили с объяснением прочитанного, письмом под диктовку (с толкованием необходимых грамматических правил, употребляемые при написании). В курс обучения также входили церковное пение, церковнославянская грамота, рукоделие.

Выпускники церковно-приходских школ имели право на учительство в начальных школах. Окончившие одноклассные начальные и двухклассные окружные школы также получали право на поступление соответственно во 2 и 4-й классы гимназий.

К слову, об устройстве гимназии в Екатеринодаре войсковая канцелярия приняла постановление в 1819 году. Начался сбор пожертвований, в феврале уже было собрано 23 332 рублей 80 копеек. Гимназия была открыта 1 октября 1819 года, ее директором стал протоиерей Кирилл Россинский.

Вообще же, к концу 20-х годов ХIХ века на Кубани было 11 училищ. По тем временам такое количество школ считалось своего рода роскошью.

 

Фото: elan-kazak.org

 

Автор