Первая абстрактная скульптура в Краснодаре

Первая абстрактная скульптура в Краснодаре

До сих пор я никогда в своей жизни не видел абстрактной скульптуры, хотя и прожил большую жизнь. Просто абстракционизм в нашей стране в советское время не приветствовался и даже больше. Хрущев с азартом ругал таких художников и скульпторов на встрече, и только скульптор Эрнест Неизвестный осмелился возразить Хрущеву.

В постсоветский период «свободных художников» не клеймили позором. Они могли организовывать свои выставки, вернисажи.

Так обстоит дело и сейчас.

В Краснодаре в советское время практиковалась монументальная скульптура, но ее было немного. Помню, как мой знакомый из Москвы попросил показать Краснодар.

-Да я не знаю, что тебе показывать. Проехать с тобой от «мужика с молотом» до «женщины с ружьем»?

Вы догадались, о каких памятниках я говорил.

В постсоветское время талантливые краснодарские скульпторы взялись за работу, благодаря им восстановлен памятник Екатерине, появился памятник Суворову, историку Щербине, генералу Корнилову, святым Петру и Февронии и множество других памятников. Скульптор Пчелин создал для краснодарцев немало жанровых композиций. Предприниматель Сердюков, создатель музея Высоцкого в Краснодаре, основал проект «Аллея славы».

И вот новый поворот: в Чистяковской роще установлена первая абстрактная композиция молодого краснодарского скульптора Владимира Омутова. Известно, из чего она сделана, известны высота и ширина, но неизвестно, что она означает. По словам автора, это зависит от воображения зрителя. Скульптор обещает подарить городу еще 19 подобных абстрактных форм, состоящих из блоков.

Я не поленился «залезть» в интернет, чтобы что-то узнать об авторе абстрактной скульптуры, которая не вызвала никакого всплеска воображения ни у меня, ни у моих внуков. Итак, Владимир Омутов родился в 1992 году, в 2011 году поступил на художественно-графический факультет Кубанского государственного университета, но не закончил учебы. В 2014 году нашел единомышленников и уже в 2015 году выставлялся в Москве на площадке «Винзавод». Это известное место выставки модернистов. Что же это за творческая молодежь?

Давайте, я процитирую вам их «декларацию», которой они снабдили на «Винзаводе» свою выставку под названием The same house (переведу это их высокопарным стилем с английского как «Суть дома»).

Главенствующая идея данного проекта – воссоздание тонкой грани, момента возвращения пользователя в фактическое место пребывания из длительного рандомного серфинга на ресурсах. Как остаточное зрение помогает выработать некоторое представление о пространстве, так и пользователь переносит контент в материальный мир. Обретая форму, контент приобретает механическую хрупкость. Из-за неустойчивости и не приспособленности к проживанию ему необходима точка опоры. Что в свою очередь совмещается с функциональной опасностью отдельных его частей.     

Вы что-нибудь поняли? По-моему, тут без пол-литра не разберешься. Впрочем, на «Винзаводе» с этим не проблема. И сразу станет все понятно, и воображение найдет названия абстрактным произведениям.

Нет, я не отрицаю право на выставки и вернисажи. Пусть «знатоки» находят что-то в абстрактных произведениях. Но парки и скверы -это общественное пространство, и городские скульптуры в них являются элементами воспитания и пропаганды истории и культуры города.

Скорее всего, народ окрестит эту первую скульптуры своим словом «хреновина». И это будет «Хреновина №1», а за ней пойдут Хреновины №2, №3 и т.д. И будут назначать встречу в парке у «Хреновины №13»?

 

Сергей Левичев

Автор