Добрым молодцам - урок

Добрым молодцам - урок

В давно прошедшие времена, в V веке до н/э великого Сократа спросили: какое чувство уходит из памяти первым? Мудрец ответил: чувство благодарности.

Прошли века, а ответ Сократа всё так же остаётся верным. Оказывается, понять добро другого и пожелать ответить на это добро добром или хотя бы оценить действие другого и сказать «спасибо» - дело не совсем простое. Для этого прежде всего надо научиться видеть в каждом другом себе равного и, если этот другой оказался в беде, надо чтоб родилось СОЧУВСТВИЕ, а с ним и ЖЕЛАНИЕ помочь эту беду одолеть.

Не слишком ли большая нагрузка получается, да ещё нередко и с опасными последствиями для собственной персоны? Но здесь есть одна особенность: если беда грозит всем, объединение и готовность защищать себя и других мы найдём не только в человеческом, но и в животном сообществе.

А вот защищать другого – постороннего, когда тебе самому хорошо и ничего не грозит – только ради справедливости! – это уже особенность сугубо человека. Но она, эта особенность не рождается вместе с человеком, она ВОСПИТЫВАЕТСЯ усилиями старших.

Как-то Лев Николаевич Толстой заметил: от меня 5-летнего до меня 80-летнего – один шаг, а от меня новорожденного до меня 5-летнего – страшное расстояние. Иными словами, характер человека, его любовь или нелюбовь ко всему, с чем он сталкивается, что его окружает формируются в эти первые годы жизни и останутся определяющими его поведение НАВСЕГДА.

И как же важно, чтоб в эти первые годы жизни ПОЛЮБИЛОСЬ маленькому человечку то, что старшие называют добром и появилось бы, наконец, ЖЕЛАНИЕ самому делать это добро, не помышляя ни о каком вознаграждении. А поскольку здесь перед нами совсем ещё малышок, то лучшего помощника сделать привлекательным такое поведение как через сказочную историю невозможно назвать.

Сказка увлекает, рождает фантазию, а победившая справедливость вызывает радость и желание быть таким же, как её герой. Здесь хочу обратить наше внимание на одну деталь. Как народы мира отличаются друг от друга не только по внешним признакам, но и по некоторым особенностям характера, так и сказки, то есть что данный народ особенно ценит и что он хочет внушить новому поколению, - имеют характерные особенности.

Как признавался Алексей Николаевич Толстой, «сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». В этом плане неплохо было бы нашим старшеклассникам предложить вполне интересную, на мой взгляд, творческую задачу: почитать немецкие, французские, американские сказки и найти ту идею, которая является определяющей в большинстве этих фантастических сказаний.

Право же, недалеко от истины мы уйдём, если скажем, что душа народа, его заветное желание в том, чтобы в действительности было именно так, как о том рассказывается в сказках его. И здесь явно не случайность то, что в немецких, французских, американских сказках чаще всего на первом месте оказываются ловкая сообразительность, способность выкручиваться, изворачиваться каждому, а порой и просто бестолковость, которая всех – и героев и читателей - веселит.

Этические понятия добра, справедливости, правды остаются за гранью повествования. А для русских сказок, напротив, эти понятия - их стержень. И здесь, как всегда, прав был наш Пушкин, когда писал из Михайловского в 1824 году в письме брату: «Что за прелесть русские сказки! Каждая есть поэма!».

Почему именно поэма? Как утверждает «Литературный энциклопедический словарь» - поэмой называлась древняя или средневековая эпопея, которая слагалась… путём «разбухания» народных преданий… и частное событие возводилось в космический масштаб».

Что и говорить, если в поэмах мы имели это «разбухание», это приятие народных преданий, то в сказках оно разросталось до фантастических размеров, оказавшись удачливым воспитателем души маленького человечка. Из поколения в поколение передавались народные выводы: «Делать добро спеши», «Добро помни, а зло забывай», «Добрый человек надёжнее каменного моста», «Добрый человек в добре проживёт век», «Спаси бог того, кто поит да кормит, а вдвое того, кто хлеб-соль помнит»… и ещё много подобного, где выражалось преклонение перед добротой, способностью быть благодарным за доброту, желание отвечать на доброту добротой и т.д.

Конечно, в реальной жизни герой сказки Иван – явный неудачник и бестолочь, не умеет сберечь доставшееся ему добро, не способен накопить. Но это в реальной жизни, а если обратиться к тому, что ласкало душу народа, то Иван уже не Иван, а Иванушка, не дурак, а милый дурачок, потому что, хоть не понял сути приказа, что-то напортачил, но совсем не со зла, а по неопытности. Хотя Иванушка порой и наворачивал много глупостей, но случалось ему узреть в поступках других и ценное. Вспомним один его разговор с Медведем, который узрел глупость Ивана и решил его не есть. – Ты злой? – спросил Иван. - Нет. Зачем? – ответил Медведь. - А по-моему, кто зол, тот и глуп.

Я вот тоже не злой. Стало быть, оба мы с тобой не дураки будем! - Ишь ты, как вывел! – удивился Медведь». Да, во всех сказках утверждалось постоянно народное поверие- «добро худо переможет». Только в сказках это случалось непременно, в реальной жизни – намного труднее и реже. Всё-таки замечательно, что Иванушка был не злой, всех мог искренне пожалеть, поделиться своим добром. Только ума набираться было необходимо, чтобы реже попадать впросак. Но это уже не для сказочного Ивана. Как утверждал Александр Сергеевич Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намёк, // Добрым молодцам урок».

 

Нелли Тер-Геворкян

Научно-просветительский клуб Дома творчества Центрального округа

 

Фото: labirint.ru

 

 

жизнь кубань мир увлечений символика сказки тайный смысл

Автор