Как кубанские казаки Старый Новый год праздновали

Как кубанские казаки Старый Новый год праздновали

За то, что мы встречаем Новый год дважды, следует благодарить Русскую православную церковь. Когда в 1918 году в России ввели Григорианский календарь, церковь новацию не признала и праздники продолжила чтить по Юлианскому календарю, то есть по старому стилю. Оттого у нас бывают два Рождества и два Новых года, один из которых (с 31 декабря на 1 января) выпадает на время поста, зато второй, с 13 на 14 января, отмечается в самый разгар святочных гуляний.

 

Меланка с Василием встречается

Ночь с 13 на 14 января называли в народе встречей Василия с Меланкой. По православному календарю, 13 января — день памяти преподобной Мелании (Меланки), а 14 января наступает день святителя Василия Великого.

Праздник Меланки особо любим был молодежью. Парни в Меланкин вечер получали второй шанс завоевать глянувшуюся девушку: если раньше сватовство закончилось отказом («гарбузом»), то в канун Старого Нового года можно было заслать сватов повторно.

А девчатам на Меланку с Василием полагалось гадать. Считалось, что загадает девица на Василия — не минуется. По традиции, во время девичьих гаданий парни потихоньку снимали с заборов гадальщиц калитки, а вернуть их могли отцы девушек, да и то только через магарыч.

Девчата по станицам гадали на жениха. Например, так: выходили на улицу и смотрели, какое животное на глаза первым попадется. Таким и будет суженый. Если встретишь овцу — муж найдется тихий и покладистый. А собака попадется на глаза, хоть самый милый пес, — к собачьей жизни замужем.

А еще, бывало, сыпали гадальщицы у ворот три кучки зерна, а утром смотрели: если никто зерна за ночь не тронул — быть семейной жизни счастливой и благополучной, а если потратил кто зерно это — к ссорам да неурядицам у жены с мужем.

Ходил еще по станицам обычай по гребешку суженого искать. Клали девушки с вечера под подушку гребень, сказав перед сном: «Суженый-ряженый, голову мне расчеши!» И кто им после того во сне виделся, того и в мужья пророчили.

О суженом на Меланку и вода рассказывала. Ложась спать, ставили девушки у изголовья посудину, наливали в нее воды и бросали прутики из веника со словами: «Суженый-ряженый, переведи меня через мостик». Утром примечали, как прутики по воде распределились. Если пучком собрались, непременно ждет гадальщицу обручение с милым еще до конца года.

Гадания были самые разнообразные. Например, брали матерчатый мешочек, наталкивали туда шерсть разного цвета — и черную, и белую, и рыжую, и пегую. В полночь девушки по очереди доставали по клочку шерсти: если достанется черная — жених будет чернявый, белая — блондин попадется.

Выйдя ночью за двор с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила спать, загадав сон. А на утро выходила за двор и смотрела, на какой колышек повязана ленточка. Если кол в коре — муж будет богатый, а если голый — бедняк.

Гадали по станицам и так. Самого красивого петуха заносили в дом. Перед ним ставили блюдце с водой, зеркало и рассыпали пшеницу. Если он клюнет зерно — муж попадется хозяйственный, выпьет воду — окажется пьяницей, посмотрит в зеркало — больше будет любить себя.

А еще девушки кидали сапожок через крышу дома. Куда носок повернет, с той стороны и придет суженый. Издавна на Старый Новый год юные казачки гадали. Но при этом обязательно снимали с шеи православный крестик.

 

Щедрый праздник

К рождественско-новогодним торжествам полагалось хозяйкам сделать обновки для всех домочадцев и купить новой посуды в дом. А в подготовке были задействованы и мал и стар. Из воска собственной пасеки старые деды и казачата изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы. Бабушки драли перо на подушки, учили детвору колядовать, «щедрувать» и «посевать».

В хатах обязательным украшением была елка — ее вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. Жарилось и варилось множество мясных и иных яств. На столах появлялась долгожданная «ковбаса», окорока с индейками и гусаки с орехами. Подавали целые куски разварного мяса на больших деревянных блюдах, холодец с хреном и чесноком, пироги и пирожки, какие только можно вообразить: и круглые с фруктами, печенные на легком духу прямо в печи, и жареные с горохом, фасолью, с пытрибкой, с яйцом, луком, картошкой, капустой, салом… а также кавуны, квашенные в пудовых бочках в знаменитых кубанских погребах.

На праздники не скупились, делали стол обильным и сытным, не только на свою семью, но и на гостей, которые в этот день могли появиться в любом количестве. Вообще провести праздник в узком кругу семьи считалось в кубанских хуторах и станицах чрезвычайно непрестижным. Поэтому после поста в праздничные дни казаки ходили друг к другу в гости, и каждая хозяйка старалась блеснуть изобилием блюд.

Чтобы отблагодарить посевающих и щедрующих, хозяйки лепили вареники, которые тоже использовали для гаданий. Несколько штук из большой партии вареников делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой — жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью — горькая, пустой вареник — пустая жизнь, а с монетой — счастливая и долгая. Обычай щедровать по сей день сохранился в хуторах и станицах.

Как и на Рождество, на Василия готовили кутью, которая называется «щедрой». В отличие от постной (на Коляду), щедрую кутью принято заправлять салом и мясом — скоромниной. Варить кутью нужно ранним утром, не спуская глаз с утвари. По поверью, треснувший горшок или выпавшая из горшка кутья — к беде. Если кутья удастся, ее надо съесть дочиста, а если сбудется плохая примета, варево нужно выбросить с горшком в реку.

В щедрый вечер кутья ставится в красный угол — на покути. К ужину на Старый Новый год нужно было садиться, как и на Рождество, всей семьей, всем быть в чистой одежде. А после ужина станичники просили прощения у домочадцев да соседей за возможные обиды, чтобы встретить Новый год в согласии.

 

До первой крови

На весь период Святок вводился запрет на любые виды работ, кроме необходимых по хозяйству.

Это время предназначалось для отдыха и развлечений: взаимных визитов, катания на коньках и санках, игр в снежки и гуляний. Особенной популярностью пользовались кулачные бои, когда на станичной площади сходились станица на станицу или край на край. В подобных поединках принимало участие все мужское население, начиная с семилетних мальчишек, которые выступали с той и с другой стороны, заканчивая глубокими стариками. Сражения происходили по правилам, которые строго соблюдались.

По воспоминаниям старожилов, это развлечение пользовалось в станицах и хуторах такой популярностью, что иногда устраивалось ежевечерне в течение всего святочного периода. «На кулачках» бились край на край, куток на куток. Сражение начинали малые казачата, затем парубки, а следом присоединялись и взрослые. Старики ходили вокруг дерущихся с длинными посохами, при помощи которых нередко вразумляли того или иного бойца, в азарте забывающего о правилах боя: драться разрешалось только до первой крови, запрещалось бить лежачего и, самое главное, на полученные ссадины и синяки не полагалось обижаться, тем более — мстить. А уставали бойцы — делали перерыв в сражении, и воюющие стороны мирно переговаривались, угощая друг друга табаком и горилкой.

Во время бойни частенько летели с голов папахи, да так и оставались лежать под ногами: не искать же в сумерках свою пропажу! Поэтому старались обыкновенно надеть шапку похуже, чтобы не жалко было и потерять, иначе отправит жена потом с утра пораньше на поиски. На второй день Рождества можно было наблюдать, как лениво бродят группами казаки среди валяющихся папах и, смоля самокрутки, обсуждают детали вчерашнего боя.

 

Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!

Если на Рождество колядовали, то на Старый Новый год, в Щедрый вечер, щедровали — пели обрядовые песни щедровки, в которых желают хозяевам дома достатка в новом году и всяческих благ. Среди текстов щедровок, собранных историком Галиной Астапенко, находим, например, такой:

Во леску, леску, на желтом песку,

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на свят вечер

Блудили блудцы, семьсот молодцов

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на свят вечер

Ты дядюшка пан, а ты выйди к нам

(после каждой новой строчки — повторение «Святой вечер…»)

Вынеси скамеечку на нашу семечку,

Вареников блюдку да маслица глудку.

А муж хвалится вороным конем перед королем,

А жена хвалится лисьей шубою перед любою,

А сын хвалится луком стрелками перед девками,

А дочь хвалится золотым кольцом перед молодцом.

По давнему обычаю староновогодние обходы делаются после захода солнца, когда разгуливается нечистая сила. Посевающие и щедрующие, как и рождественские колядующие, обходят дома с вечера до полуночи, одетые в костюмы и маски, с песнями и шутками.

Был по станицам веселый обычай таскать на привязи «козла»: на какого-нибудь парубка надевали вывернутую наизнанку шубу и навешивали бороду. Казаки верили, что в доме, в котором побывала «коза», в следующем году будет достаток и благополучие.

Утром на Старый Новый год, отмечает есаул Лях в книге «От сочельника до Святок», казачата, набрав в мешочек пшеницы да ржи, бегали по куреням посевать. Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со словами:

Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!

Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую должницу,

В поле стогами, у вас закромами.

Где бык копытом, там пшеница кустом,

Где бык рогом, там пшеница стогом.

Хоть так, хоть не так, дайте в руки пятак.

С Новым годом, с новым счастьем мы пришли поздравить вас!

Чтобы урожай был обильным, а хлеба стояли высокой стеной, зерна подбрасывали вверх. Затем их сметали и отдавали домашней птице, чтобы она была здорова и хорошо неслась. Выбрасывать разбросанное зерно нельзя.

По поверью, на Святках нечистая сила выходила из своих убежищ. Черти и ведьмы рыскали по улицам да пугали прохожих. Оттого мужчины и женщины, стар и млад, переодеваясь, представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Но считалось, что эти маски оскверняют и людей. Поэтому те, кто рядился на Святках, должны были очиститься купанием в реке в день Крещения Иисуса Христа.

Автор