Сей болван к наукам не способен

Сей болван к наукам не способен

«Сей болван к наукам не способен» – такую оценку дарованиям студиозусов, провалившим экзамены по философии,  давали в стародавние времена.

Напомнить читателям «Честного пенсионерского» о праздновании Международного дня философа взялась член  секции краеведения Краснодарского дома учёных и инженеров Нелли Тер-Геворкян.

 «Я ЗНАЮ, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ»… Сразу признаюсь: начальная фраза статьи – не моё «изобретение», я позаимствовала его у древнего философа Сократа. А почему, объясню непременно.

В наши времена, мало отличающиеся по своей психопатичности от прошлых, когда официально обозначены  для празднования, например, Всемирный день  спички (2 марта), или Всемирный день крысы (4 апреля), или Международный день супа (5 апреля), или Международный день пива (4 августа), даже Всемирный день отказа от покупок (25 ноября) и ещё множество подобных абсурдов, мне просто захотелось напомнить нам, здравомыслящим о Международном дне философа, который отмечается в 3-й четверг ноября.

В этой связи вспоминается забавный факт из нашей истории ХУШ века. В одно из первых высших учебных заведений России – горную академию принимали всех желающих. Но в первый год новоиспечённые студенты занимались только философией и иностранным языком. Если успехи оказывались неуспехами, студент отчислялся с характеристикой: «Сей болван к наукам не способен».

Не ведаю, как строилась в той академии программа преподавания философии, но если помнить перевод слова «философия» - «любовь к мудрости», то можно с большой долей уверенности сказать, что древних любомудров, с которых началась вся наука вообще, профессора горной академии не обошли. А те любомудры сказали уже тогда – две с половиной тысячи лет  назад - то, что сегодня остаётся вполне актуальным. Вот и решила я напомнить нам имя Сократа и кое-что из его учения, от чего и сегодня уходить нельзя, а точнее – опасно.

 Как известно, Сократ свою любовь к мудрости выражал в бесконечных диалогах с афинянами. Хорошо, что среди них нашлись такие прекрасные слушатели-ученики, как Платон и Ксенофонт, которые смогли всё записать и в прекрасной форме передать будущим поколениям и эти Сократовы разговоры и историю его жизни. Главным же во всех этих разговорах, как и в творениях многих гениальных последователей оставался всегда вопрос о единстве ИСТИНЫ и ДОБРА, знания и нравственности. Тогда, в У веке до новой эры, обращаясь к каждому из своих соплеменников, Сократ с укоризною говорил: «… Не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и душе не заботиться?». И тогда же утверждал: «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам». Можно не принимать древнее многобожие, но если бросить хотя бы беглый взгляд на историю человечества до современного его бытия, то как не согласиться с мыслью Сократа: «До тех пор, пока не будет ясно осознано, что такое добро и зло, никакое число кораблей и никакие укреплённые стены не спасут общество и государство от разложения и гибели». А добро – это понятие не материальное, а нравственное, этическое и чтобы стать способным творить это добро, нужна ДУША. Без души нет человека. Потому, как позже скажет Цицерон, «философия – это наука об исцелении души».

 И вот для исцеления, а точнее для воспитания души Сократ предложил простейшее, любому дураку понятное утверждение: «Я знаю, что ничего не знаю». Можно представить, как весело вступал афинский молодняк в разговор с известным всему городу философом, чтобы «припереть его к стенке». Но этот философ, также весело, нанизывая на ответы молодняка очередной вопрос приперал их к стенке и тогда мог завершить спор всем хорошо известным началом фразы, но мало кому знакомым её окончанием: «Я знаю, что ничего не знаю, но моё незнание больше вашего знания».

Как же эти слова Сократа значимы и сегодня! Как справедливо отметил ещё в ХУШ веке великий немецкий философ Иммануил Кант, «…знание  своего неведения предполагает науку и вместе с тем делает скромным; напротив, воображаемое знание делает заносчивым». Не это ли сегодня нам демонстрируют многочисленные телевизионные «беседы», в которых каждый считает, что обладает истиной в последней инстанции и никто никого не слышит и слышать не желает. Право же, наш сказочный Иванушка-дурачок был умнее этих наших яростных ораторов-спорщиков, потому что он умел СЛЫШАТЬ другого, умел СОЧУВСТВОВАТЬ и способен был ПОМОЧЬ, своим поведением, по сути, выполняя требование древних мудрецов – соединение истины с добром. Конечно, в реальной жизни много сложностей и всяких подвохов, да и можно всё проиграть,  как это случилось и с самим Сократом,  но, как абсолютно справедливо заметил великий Пушкин, «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Как-то в начале Х1Х века в сатирическом журнале «Трутень» известный писатель Николай Иванович Новиков признался: «Сократ, славный в древности философ, говаривал о себе, что он дурак; а я о себе того сказать не могу, потому что я ещё не Сократ». Что ж, пожелаем же всем нам, а особенно тем из нас, кто выступает в роли управленцев хоть слегка примериться, если не к сказочному Иванушке, то хотя бы к великому мудрецу СОКРАТУ. Авось всем полегчает, это у нас уже случалось…

Нелли Тер-Геворкян

Автор