С умом жить – мучиться, а без ума жить – тешиться?

С умом жить – мучиться, а без ума жить – тешиться?

Как утверждают некоторые авторы, великий Альберт Эйнштейн называл две вещи в этом мире бесконечными: Вселенную и человеческую глупость. Но если к бесконечности Вселенной мы не имеем прямого отношения, то человеческая глупость – как ни изворачивайся – явно про нас. А высказываний великих личностей разных веков по поводу этой самой глупости на целые тома наберётся. Общее у всех – горечь.

Ну как можно было успокоить великого немецкого поэта, драматурга Фридриха Шиллера в 18 веке, если практика жизни убеждала его, что «против глупости сами боги бороться бессильны», а наш великий Александр Сергеевич Грибоедов в 19 веке пришёл вообще к известному выводу: «горе от ума». Да и, похоже, народ был того же мнения: «С умом жить – мучиться, а без ума жить – тешиться»; «Где умному горе, там глупому веселье»; «Без ума житьё – рай» и ещё много подобного было подслушано у народа нашим великим Владимиром Ивановичем Далем.

Так что же получается: из всего мира живых существ мы самые умные и мы же способны на чушь, до которой никто, даже близкая нам обезьяна, не способны были додуматься? Вот, к примеру, узнаю из газетных сообщений, что в Америке прошёл конкурс красоты среди бульдогов, а в Германии такой же конкурс, но среди коров.

А вот смотрю на перечень международных и всемирных ежегодных праздников, и оторопь в тиски берёт: с одной стороны, определяются дни, в которые отмечается трудовая деятельность людей (День учителя, врача, геолога и т.д.), а также то, что способствует сбережению человечества - (День семьи, добра, дружбы, красоты и т.п.).

С другой же такие, которые в замешательстве не пойму, каким умом их можно было придумать. Назову лишь несколько таких всемирных дней: неторопливости (26.П), спички (2.Ш), сна (17.Ш), крысы (4.1У), супа (5.1У), полотенца (25.У),защиты лабораторных животных(24.1У), кошек (8.УШ), заикающихся людей (22.Х) и ещё много подобного торжества дебилизма.

Право же, глупость, похоже, выглядит как одно из следствий ума: чем более ум демонстрирует свои познавательные способности, в результате чего в каждой нашей квартире появляется симпатичный телеящик, передающий нам сигналы через тысячи и тысячи километров, тем ещё активнее глупость использует это изобретение для пропаганды пошлости, которая вполне охотно осваивается миллионами зрителей.

И сколько не восклицай потом гениальному инженеру-изобретателю Зворыкину, что «чудо родило чудовище!», дело было сделано: глупость могла продолжать своё движение дальше. Как тут не согласиться с нобелевским лауреатом по биохимии Альбертом Сент-Дьерди, который назвал современного человека «сумасшедшей обезьяной, пораженной идеей прогресса».

Теперь обратим внимание на то, что больше всего удручало наших гениев в их оценке настоящего и прогнозах на будущее. А.С.Пушкин скажет, как всегда коротко и точно: «наш век – торгаш» (разница с 19 в 21 веке явно не просматривается!); Н.В.Гоголь под «пустым призраком» цивилизации увидит «беспросветную пошлость»; А.И.Герцен определит «мещанство как последнее слово цивилизации»; Ф.И.Тютчев с горечью признается в том, что «не плоть, а дух растлился в наши дни»; И.А.Бунин уже в 20 веке скажет о том же: «Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека…»; а А.И..Куприн почти 100 лет назад предвещал: «Человечество погрузится в тихий, послушный, желудочно-половой идиотизм». И ещё много подобных высказываний.…

Но одновременно у всех было обозначено главное в человеческой жизни: не плотские потребности и их удовлетворение делают человека человеком (здесь он хуже всех представителей животного мира, поскольку у животных определена мера насыщения, у человека эта планка съехала, и мера насыщения стала бесконечной), а дух, душа, главенство духовного над телесным.

Эта значимость духовно-нравственного и стала стержнем классического русского искусства 19 века, прежде всего литературы, которую немецкий писатель, нобелевский лауреат Томас Манн назвал «святой», ибо увидел в ней главное: не опускать человека на дно, в грязь его низшей природы, а просветить, помочь осознать себя как сына Божьего.

Наши классики постигли гениальным чутьём то, что любил народ, по чему тосковал и что выражал в своих сказках и поговорках. Что же касается ненасытности плоти, то она стала успешно предметом осмеяния. Право же, и сегодня вполне понятна философия прокурора Хватайко из комедии В.Капниста «Ябеда» (1794 г.): «Бери, большой тут нет науки, Бери, что только можно взять. На что ж привешены нам руки, Как не на то, чтоб брать».

Наша великая классика смогла блестяще раскрыть благородство и красоту души человеческой и уродство бездушия. Она вполне вписалась в систему воспитания, и можно понять наших замечательных соотечественников, когда в трудные времена они призывали на помощь именно нашу классику.

Наше старшее поколение тоже воспитывалось на классическом искусстве, к которому прибавилось и великолепное новшество – кино. Хотя сегодня иные знаковые деятели искусства говорят, не стыдясь, о «добром советском барахле», но пусть это останется на их совести, а это «доброе советское барахло» было чудным помощником в труднейшие времена. Вспомним хотя бы «Священную войну», которая зазвучала уже в первые дни Великой Отечественной войны, вспомним наши фильмы «Александр Невский», «Пётр 1», «Генералиссимус Суворов» и другие, созданные перед самым началом и в годы Великой Отечественной войны, вспомним «Жди меня» К.Симонова и многое другое. Конечно, никакая историческая эпоха, никакое государство не могли полностью избавиться от человеческих уродов, но путь, пройденный нашей страной за 70 лет в прошлом веке заслуживает непредвзятого, глубокого и уважительного изучения.

А сегодня, когда с таким восхищением преподносится с экранов весь этот «желудочно-половой идиотизм», а со сцен раздается только грохот ударных инструментов и полностью исчезла мелодия, просто жизненно необходимо, как говорил наш замечательный композитор Валерий Гаврилин, «чтобы молодыми голосами запели старую песню».

Что ж, мы, благодарные потомки Маши Мироновой, Пети Гринёва, Татьяны Лариной, Андрея Болконского и многих дорогих нам литературных героев, уж не говорю о реальных героях, увековеченных в замечательных художественных произведениях, в это наше «желудочно-половое» безвременье должны искать пути приобщения нашего юного поколения к великой русской культуре.

И не будем терять оптимизма, как не позволил себе его потерять в самом начале 90-х писатель Виктор Сергеевич Розов: «Мы проиграли «холодную войну», да? Но мы проиграли и Бородинское сражение. А что было потом, а? Даже Москву сдали. А что было потом? Нет, русский дух проявит свою силу, свою мощь и – победит». Будем верить, но и не будем терять бдительность.

 

Нелли Тер-Геворкян

Автор