О коде русской культуры

О коде русской культуры

15 апреля весь мир отметил Международный день культуры. Вспомним один древнекитайский совет: «Если ты планируешь будущее всего на один год, то сей зерно. Если ты рассчитываешь на 10 лет, сажай дерево. Если рассчитываешь на 100 лет, обучай народ».

А теперь, если обратиться к определению самого понятия «культура», которое в «Толковом словаре великорусского языка» Владимира Ивановича Даля обозначено в двух смыслах: 1) обработка и уход, возделывание и 2) образование, умственное и нравственное – то останется признать, что все три древнекитайских совета и есть та самая культура, которая становилась историей каждого народа.

Но здесь обратим внимание на одну существенную деталь: если два первых древнекитайских совета планирования на 1 год и на 10 лет можно рассматривать как историческое развитие по восходящей, поскольку опыт возделывания земли обогащался через сохранение лучшего из результатов прошлых лет и эпох в целом, то с третьим советом восходящая линия явно не состоялась.

С одной стороны, 100 лет достаточно длительный исторический срок, в который могут вместиться безмерное число событий, где будет место и войнам, и смене правителей с их пониманием будущего для своей страны, а с тем или иным пониманием – и решение, чему учить народ, разделенный в истории развитых цивилизаций на господ и слуг, и еще многое другое.

Этот период, таким образом, может оказаться как движением истории того или другого народа вверх, вместе с развитием культуры, так и движением вниз, к саморазрушению, а то и уничтожению. Примеров того и другого движения множество, но во все времена и для нас сегодня остаются главными два вывода из всей исторической пестроты: во-первых, то, что умственное и нравственное воспитание во всякой культуре является важнейшей составляющей любой цивилизации, и, во-вторых, если желать сохранения и развития той или иной цивилизации, надо внимательней всмотреться, что же положено в основание прежде всего нравственного возделывания.

И здесь определяющим окажется, как та или иная культура толкует отдельное Я человека, как объясняет отношение человека к человеку, как видит отношение своего народа, своего вероисповедания, своего государства к другим народам, вероисповеданию, государствам, расам и прочим отличиям. В этом анализе нам лучшими помощниками могут быть как знаковые личности того или иного народа, так и те или иные особенности его языка, а также бесконечно сохраняемые в народе суждения.

Обратимся к нашей 1000-летней цивилизации. Вспомним хотя бы поучения 900-летней давности настоятеля Киево-Печерской лавры Феодосия: «Аще ли видиши нага или голодна или зимою или бедою одержима, аще ли ти будет жидовин или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или от всех поганых – всякого помилуй и от беды избави, аще можеши…» Такими же были и наставления Владимира Мономаха.

По сути эту же нравственную притчу внушала сама система выживания в довольно трудных природных условиях наша община. Как признавался в середине XIX века поэт и философ Алексей Семенович Хомяков, «общинное начало тождественно с учением Христовым», ибо в нем есть главное самоотречение каждого в пользу всех. Несмотря на множество конфликтов разной масштабности, эти условия быта и эти поучения имели все-таки определяющее значение. И для познания этой особенности достаточно обратиться хотя бы к одному слову в нашем языке – к слову СОВЕСТЬ.

Думаю, нашему старшему поколению надо привлечь внимание юных к этому поистине знаковому понятию. Именно ЗНАКОВОМУ, поскольку ни в одном европейском языке нет аналога ему, ибо у всех корнем этого понятия является «ЗНАНИЕ», и только в русском – «ВЕСТЬ». Иными словами, совесть – это сопряженность с основными заповедями христианства: не убивать, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, не завидовать, почитать отца и мать… Признание значимости СОВЕСТИ сохранялось, передаваясь из поколения в поколение в народных выводах, записанных В. И. Далем: «Умри, коли стыда нет!», «Где стыд, там и совесть», «За совесть да за честь – хоть голову снесть», «Где совесть, там и Бог», «Совесть – глаз Божий»…

Право же, невозможно не согласиться с признанием Владимира Ивановича: «Изучать нам надо народный язык, спознаться через него с духом родного слова и принимать или перенимать с толком и чувством, с расстановкой». Как признавался уже во второй половине ХХ века наш великий композитор Георгий Васильевич Свиридов, «русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за нее нечто совсем другое».

Этот колокол тревожности звонит уже более полувека, хотя нам еще удавалось показать кое-какие достижения в области науки и искусства. Но уже в конце 60-х годов ХХ века трудно было не признать за истину высказывание нашего замечательного писателя и ученого-палеонтолога Ивана Антоновича Ефремова: «Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики.

Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения».

Что получили мы на исходе ХХ века, всем нам хорошо известно. Но все-таки не будем отчаиваться. Отчаяние здесь не помощник. Наша история полна такими печалями. И все же наш более чем 1000-летний возраст нам подсказывает, что мы не единожды находили в себе силы справляться с бедами. Будем надеяться, справимся и на этот раз, если признаем важнейшим в жизни, как утверждал наш великий предтеча Михаил Васильевич Ломоносов, «любовь к российскому слову, прославлению российских героев и к достойному изысканию деяний нашего отечества».

 

Нелли Тер-Геворкян

Автор