Не хочется вспоминать: 30 лет процессу ваучеризации

Не хочется вспоминать: 30 лет процессу ваучеризации

Президент СССР Михаил Горбачев подписал 1 июля 1991 года закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий». По данным на начало 1990 года, национальное достояние СССР оценивалось в 2,7 триллиона рублей в дореформенных ценах, из которого 70% имущества было государственной собственностью.

Не хочется вспоминать: 30 лет процессу ваучеризации

В 1991 году реальный̆ объем ВВП по отношению к предыдущему году снизился на 5%, в 1992 году на 19-20%, а в 1993 году на 12%. Всего к 1996 году ВВП сократился на 38% по отношению к 1991 году.

В странах с развитой рыночной экономикой передача в частные руки госимущества решала задачу повышения эффективности отдельных отраслей. В России приватизация была направлена на радикальное изменение отношений общества к собственности.

В начале 1992 года, несмотря на процесс передела госимущества, государственная форма собственности оставалась преобладающей. Но ситуация быстро менялась: по указам президента РФ в 1992 году были введена система приватизационных чеков (ваучеры), которые наряду с деньгами использовали до 1 июля 1994 года в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации. Каждый житель страны получил ваучер стоимостью 10 тысяч рублей.

По статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), 40 миллионов — в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров продали их.

Счетная палата приводит объекты федеральной собственности в престижных районах Москвы и Санкт-Петербурга, которые были реализованы по ценам, не превышающим размера арендной платы за них на срок от года до двух лет. В целом продажи госсобственности не привели к значительному увеличению доходов федерального бюджета и расширению налогооблагаемой базы.

Эксперты отмечают, что ускоренная приватизация совпала по времени с глубочайшим экономическим кризисом в России, что негативно отразилось как на приватизированных предприятий, так и на работающих на них людях. Уровень среднемесячной заработной платы в 1996 году составлял примерно 120 долларов США, работники образования и науки получали в среднем на треть меньше.

Приватизация продолжается и сейчас. Павительство недавно внесло в Госдуму законопроект об ускорении темпов приватизации невостребованного государством имущества. Действующий сейчас порядок включения имущества в программу приватизации и внесения в нее изменений носит довольно долгий характер и не позволяет оперативно принимать решения, что приводит в том числе к дополнительным расходам на содержание невостребованного имущества. По законопроекту, в стране будет ускорен темп вовлечения в хозяйственный оборот недвижимого и движимого имущества госказны РФ с балансовой или кадастровой стоимостью менее 100 миллионов рублей.

Сколько госпредприятий перешло в частные руки на старте приватизации:

1992 г. — 46 800

1993 г. — 88 600

1994 г. — 112 600

Сергей Рябухин, первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам: «По поручению президента Владимира Путина и Государственной Думы Счетная палата ранее уже провела комплексный анализ того, что произошло 30 лет назад. Отчет опубликован на русском и английском языках. Если в двух словах, то можно отметить, что приватизация проводилась в спешке под влиянием, видимо, каких-то политических факторов на фоне противостояния президента и парламента. Сама идеология программы приватизации была принята с большими организационными, технологическими и смысловыми нарушениями и противоречиями. В результате большие объемы госсобственности перешли в частные руки по бросовым ценам. К примеру, эсминцы тогда продавали по стоимости автомобиля марки «Форд» — за 12-15 тысяч долларов. В тот период мы потеряли торговый флот, рыболовецкий… была даже попытка приватизировать не имеющий аналогов в мире российских атомный флот. С точки зрения пополнения доходов федерального бюджета и на тот период времени приватизация не дала никаких результатов, но привела к большим потерям. Это была, по сути, насмешкой над здравым смыслом».

Сергей Марков, директор Института политических исследований: «Уже в 90-ые годы абсолютно ясно и понятно, что приватизация прошла с чудовищными социальными искажениями, нарушением законов, справедливости и здравого смысла. Поэтому итоги ее не признаются гражданами до сих пор. Народ не против, чтобы бизнесмены создавали частные предприятия и с ними работали, но граждане абсолютно справедливо возражают, чтобы собственность, созданная всем советским народом и государством, переходила в частные руки и эксплуатировалась в частных интересах. Несогласие абсолютного большинства россиян с ходом приватизации и ее итогом является до сих пор миной замедленного действия».

Владимир Гутенев, первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике: «Гайдаровская приватизация — это медаль с двумя сторонами. Она всегда будет восприниматься обществом двояко. С одной стороны — недовольство значительной части граждан… Но с другой стороны, нельзя не отметить, именно благодаря этому произошел динамический переход от плановой экономики к рыночной. Возможно, стоило бы посетовать на то, что мы не в полной мере использовали наши возможности, как поступили китайцы, например, которые успешно сочетали преимущества плановой экономики, постепенно вводя рыночные механизмы. Тем не менее, шоковая терапия привела к тому, что быстро начала перестраиваться экономика, обретя собственников. Нужно признать, что частный собственник, зачастую, на рыночных позициях бывает эффективнее государства. Я убежден, что нужно отдельно развивать малый и средний бизнес».

(Фото: открытый источник)

Автор