«Семнадцать мгновений весны»

«Семнадцать мгновений весны»

12-серийный художественный телефильм Татьяны Лиозновой снимался по одноимённому роману Юлиана Семёнова с 1971 по 1973 год. Премьера должна была состояться ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям: в эти дни Брежнев был в ФРГ.

По информации Гостелерадио СССР в 1973 году картину посмотрели, в общей сложности, более 200 миллионов зрителей. Во время её эфира улицы пустели, коммунальные службы фиксировали уменьшение потребления воды и электричества, органы правопорядка - снижение уровня преступности во всей стране.

Фильм является одним из лидеров в истории советского кино - по количеству актёров, удостоенных звания народного артиста СССР (до или после выхода картины). Из тех, кто снимался в фильме, этого звания были удостоены: Леонид Броневой (1987), Николай Гриценко (1964), Лев Дуров (1990), Евгений Евстигнеев (1983), Владимир Кенигсон (1982), Василий Лановой (1985), Ростислав Плятт (1961), Вячеслав Тихонов (1974), Олег Табаков (1988), Ефим Копелян (1973, голос за кадром).

Сегодня нельзя представить себе другого Штирлица, не Тихонова. Но поначалу его кандидатура даже не рассматривалась: советским разведчиком должен быть актёр Арчил Гомиашвили.

Съемочная группа не имела фото реального Генриха Мюллера, и потому киношный образ шефа гестапо далёк от оригинала. У Юлиана Семёнова Мюллер лет на десять старше Штирлица, что  ясно и из реплик. Реальный Мюллер родился в 1900 году, и в 1945 году ему было 45 лет, как и вымышленному Штирлицу. Характерное «бодливое» движение головой Мюллера в минуты раздражения придумали во время съёмок: у рубашки Броневого оказался слишком тесный воротник.

Табаков, напротив, так был похож на настоящего Шелленберга, что после выхода фильма Табакову писала племянница Шелленберга и благодарила, и утверждала, что много раз пересматривала фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера».

Сцены тюрьмы в здания РСХА снимались в Бутырской тюрьме.

Профессор Плейшнер в Берне идёт на конспиративную квартиру на Цветочной улице. На самом деле съемки шли в Риге на улице Яуниела («Новая улица»).

Так как маленькие дети быстро растут, то в качестве младенцев Кэтрин Кин и Хельмута Кальдера в съёмках принимали участие шестеро разных детей.

В 2006-2009 годах фильм колоризировали: отныне с определенными допущениями его можно было назвать цветным. Ключевые кадры сцен – 1500 - разрисовывались вручную и служили образцами. Колоризация обошлась в 3000 долларов за минуту экранного времени. В «Семнадцати мгновениях…» использованы фрагменты из картины «Девушка моей мечты». В колоризованной версии они остались чёрно-белыми, хотя на самом деле немцы данный фильм сняли в цвете. Мнения авторов картины о цветной версии разделились. Татьяна Лиознова: «Я сегодня посмотрела одну серию нового фильма «Семнадцать мгновений весны». Я ошеломлена, не скрою. Мне показалось, что я на съёмочной площадке вновь! До такой степени достоверно переданы цвета. Поразительно… Я не понимаю: как это сделано?! Как можно было добиться таких результатов?! Наверное, это — чудовищный труд. Но будем надеяться, что зрители это оценят». А  Вячеслав Тихонов о цветной версии сказал: «То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения».

Фильм содержит различные ошибки, несогласованности и анахронизмы в изображении Третьего рейха. Например, в фильме большую часть времени нацистами носят чёрную форму с красной повязкой. Действия фильма происходят в феврале—марте 1945 года, однако чёрная форма была выведена немцами из использования в 1938—1939 годах. Ряд несоответствий – не ошибки, а намеренное отступление от правды. Так в фильме утверждается, будто большинство гитлеровских бонз имели среднее образование, а не высшее, как в действительности. Только Мартин Борман имел среднее специальное образование, но в фильме его «переделали» на неоконченное среднее. Так хотели избежать контраста лидеров рейха с лидерами СССР того времени, многие из которых не имели высшего образования.

В «Семнадцати мгновениях» спецслужбы рейха более могущественны, чем в действительности. Например, гестапо не имело полномочий арестовать шофёра Мартина Бормана, который должен был принадлежать к Имперской службе безопасности. Звание Штирлица (равно как и Шольца, адъютанта Мюллера) — штандартенфюрер — слишком высокое для офицера, который не занимает руководящей должности. Барбара Крайн имеет звание унтершарфюрера СС и носит черный мундир СС. Но на самом деле в СС были только мужчины, а Барбара могла состоять в отдельной от СС организации «военных помощниц СС», но там были с своя униформа и своя система званий. Гиммлер не организовал покушение на Гитлера и не прикрывал его своим телом, - скорей это ироничный «рерайт» покушения на Сталина в Абхазии в 1933 году, когда Берия прикрыл генерального секретаря своим телом с криком: «Защитим вождя!»

Собственно, неоднократно и публично высказывались мнения, что созданный романом Юлиана Семенова и фильмом Татьяны Лиозновой миф о Третьем рейхе имел реальный праобраз в виде советской системы. По мнению дочери Юлиана Семёнова её отец делал это сознательно: «Говорить правду в те годы было непросто. Папа это делал, используя в романах о Штирлице эзопов язык, и часто, давая мне только напечатанные отрывки рукописи, с затаенной радостью говорил: «Я тут заложил пару фугасок, они должны шандарахнуть». «Фугасками» он называл и характеристики на членов НСДП (ребенку понятно, что он включил их, чтобы показать абсурдность характеристик, выдаваемых нашими парткомами), и рассуждения Штирлица о тоталитарном государстве, одинаково прилагаемые как к нацистской Германии, так и к нашему строю, и абсолютно антисоветские высказывания, которые он вкладывал в уста политических противников…»

Широко известно, как реальный и знаменитый советский разведчик Ким Филби оценил Штирлица в исполнении Вячеслава Тихонова: «С таким сосредоточенным лицом он бы и дня не продержался!..»

По материалам открытых источников

(фото из открытых источников)

«Семнадцать мгновений весны» «Семнадцать мгновений весны»

Автор