Как на Руси казаки Пасху отмечали

Как на Руси казаки Пасху отмечали

Вылык дэнь встречайте, радость начинайте!

Пасха на православной Кубани издревле была самым любимым праздником

Почитали Пасху в казачьих станицах 7 дней. И каждый из них сопровождался особенными традициями и обычаями. До разговления шумное проявление радости и всяческие веселья казаками не приветствовались. А по окончании Великого поста, как считали наши предки, «Бог благословлял» на активные развлечения.

Красно яичко — чтобы не болеть

Весть о воскрешении Христа казаки непременно встречали в церкви. Праздничную пасхальную службу пропускали разве что тяжелобольные да вовсе немощные. В каждую хату приносили казаки и казачки частичку благодатного огня, по дороге бережно прикрывая свечу от ветра ладонью, чтобы не погасла ненароком. А по возвращении из храма станичники, следуя особому обряду, всегда  мыли лицо и руки.

По давней традиции, в воду для умывания опускали жители края одно, а то и парочку красных яиц. Для чего нужно было яйцо в воде, в разных станицах объясняли по-разному.  «Чтобы не болеть», — говорили одни.  «Чтобы быть «красными (красивыми)», — твердили другие. А некоторые  соединяли в одно сразу несколько толкований: «Чтобы быть красивыми и счастливыми» или «Чтобы лицо было хорошее, да здоровье завидное».

Умываясь такой водой, следили наши предки, чтобы ни капли не упало на пол. Разбрызгивать воду считалось дурной приметой, поскольку из каждой пролитой капли, по традиционным представлениям, рождалась нечисть.

К слову, целебными свойствами казаки наделяли все предметы, освященные в церкви в святую ночь. К примеру, сало, крошки, соль, мак — все, что было освящено на Пасху, собирали в узелок для лечения животных. Узелок вешали в курятнике, чтобы несушки не дохли…

После умывания вернувшиеся со Всенощной станичники христосывались и садились разговляться. Первым это делал глава семьи, а за ним все остальные домочадцы — тоже по старшинству.

Перед тем, как приступить к трапезе, все по очереди произносили обязательную молитвенную фразу: «Господи, благослови!».

По старой  традиции, вначале разговлялись яйцом, паской или весьма любимым на Кубани салом и только затем приступали к поросенку или другому мясу. Поросенок на праздничном пасхальном столе был непременным блюдом.

После трапезы полагалось всей семье на несколько часов лечь поспать.
 

На Пасху и папоротник цветет

В первый день Пасхи дети отправлялись  в гости к родителям. На второй — все собирались у старшей сестры. На третий — у следующей и так далее. Отправляясь в гости, брали станичники в качестве гостинца паску и десяток яиц.

В эти дни и родные, и знакомые, и просто встречные приветствовали друг друга словами: «Христос Воскрес!» Им отвечали: «Воистину Воскрес!» Это приветствие соблюдалось до самого Вознесения. В Пасхальный день традиционно устраивались гуляния: «вулыци (улицы)», «складки». Сооружались на площадях качели-карусели, в том числе круговые (рэли), имевшие, помимо развлекательного, и сакральное значение.

Казаки и казачки пели песни, водили хороводы. Популярным развлечением считались кулачные бои, где парни демонстрировали силушку свою и удаль. 

Вообще игр казаки в старину знали множество. Во времена, когда никто и не догадывался о будущем появлении интернета и мобильников, популярны были на Пасхальной неделе разные развлечения. В материалах, собранных по кубанским станицам коллективом народного хора «Жемчужина» из Краснодара, упоминаются  игры «Король», «Крывый танец», «Дрима», «Нелюб», «Довга лоза», «Кострубоньки», «Просо», «Горю, горю дуб (пень)», «В горшочки», «В пояса», «В мяча», «В гилку», «В шара». А если весна запаздывала и на реке еще оставался лед, играли команда на команду «В котку».

В некоторых станицах молодежь снимала хату и устраивала складчину. Вначале усаживались за стол хлопцы, а дивчины подавали им угощение. Затем хлопцы уступали место дивчинам, а сами плясали, играли в карты и веселились от души.

Интересное поверье было у жителей кубанской станицы Воронежской: они считали, что в ночь на Пасху цветет папоротник, и отправлялись в лес искать цветок счастья, который расцветал в святую ночь всего на минуту. Повезло ли кому из станичников найти чудесный цветок, история умалчивает…

Также, как и поиски цветущего папоротника, содержали элементы древних верований и другие обряды, связанные с пасхальными днями. К примеру, когда накануне праздника паску отправляли в печь, рядом с ней ставили деревянную лопату лопостью вверх, приговаривая при этом : «Ц-ц-ц-ц-ы!». Делали так для того, «чтобы паска высоко поднялась».

В ту же категорию попадают и так называемые пасхальные надписи. Помимо «официальных» аббревиатур И.Х. (Иисус Христос) и Х.В. (Христос Воскрес), которые выводили на скорлупе крашеных яиц, встречались там и надписи в виде детских имен. Это весьма показательно в плане архаичной символики: яйцо — это жизнь. Может, потому и скорлупа «крашенок» не считалась обычным бытовым мусором: ее строго-настрого запрещалось выбрасывать.

 Скорлупки тщательно собирали в одно место, а за тем закапывали или относили в реку («пускали по воде»). Сжигать скорлупки тоже не рекомендовалось.  «В огонь нельзя, куры не будут нестись», — говорили наши предки.

Скорлупу пасхальных крашеных яиц в одних станицах предписывалось закапывать в огороде, в других — крестообразно по краям на пшеничном поле. Скорлупой также защищали свою хату, закапывая ее снаружи по четырем углам двора. Прятали ее и «под стриху», чтобы корова не болела.

За нож не берись родные души поранишь

Праздничное настроение  в пасхальные дни создавал колокольный звон. В колокол в больших и малых церквях Кубани звонили три дня.

Были и другие обычаи, которые станичники неукоснительно соблюдали на Пасху. Почитание умерших  предков — в их числе. Чтобы не рассердить души ушедших, в эти дни запрещались ссоры и склоки. Их, по поверью, могли услышать умершие родители, которые все праздники «находятся в доме».

Также в пасхальное время в хозяйстве нельзя было использовать нож, чтобы «не порезать родителей». Для умерших на стол ставили приборы, накладывали еду и оставляли до Родительской субботы.

Празднование Пасхи предполагало посещение кладбища. Русская Православная Церковь не поддерживает традицию посещения кладбища именно в Великий день, так как сама Пасха есть прославление жизни и посещение могил противоречит общему жизнеутверждающему духу великого праздника.

Для пасхального приветствия усопших церковный календарь выделяет особый день — Радоницу, вторник на второй пасхальной неделе.

Автор