Ложные представления о Боге

Ложные представления о Боге

Для серьёзного разговора о грехах и болезнях нашей церковности можно избирать разные интонации. Хотелось бы, чтобы те нотки самоиронии, некоторого гротеска и юмора, которые неизбежно проявляются при разговоре о суевериях, не стали поводом для обвинения нас в неблагоговении перед святыней.

Конечно, сторонники строго-постного взгляда на христианство могут возразить, что Христос предупреждал «смеющихся ныне», что они «возрыдают», однако вспомним, что Сам Господь, обличая фарисейские суеверия, прибегал к юмору, когда говорил об отцеживании комара и поглощении верблюда (Евангелие от Матфея
23:24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
Мф. 23:24). Христиане всегда умели шутить над собой, особенно расставаясь с грехами.

Постараюсь кратко сформулировать те болезни нашего церковного общества, которые не только являются «притчей во языцех» для наших недругов, но и нам самим мешают жить по правде Христовой, извращая самую суть христианства.

Множество околоцерковных суеверий порождены совершенно неверными представлениями о Боге. То, что мы знаем о Боге, бесконечно меньше того, чего о Нем мы не знаем. Наше знание всегда неполно и фрагментарно. Но каким бы близким к истине ни становилось наше знание о Боге, Бог всегда будет его превосходить и никогда не будет в нем умещаться. У величайших богословов перехватывало дыхание, когда они старались изречь слово о невыразимом Боге. Существуют представления, образы и мнения о Боге, диапазон которых – от ущербных или недостаточных до проблематичных и неприемлемых. Вот наиболее известные из них:

1. Незлобивый седовласый старец, добрый дедушка с длинной бородой, который всё понимает, всё принимает и ни о чем не спрашивает. Будучи очень удобным, этот образ популярен у многих, потому что вера в такого «боженьку» ни к чему не обязывает и не предполагает никакой личной ответственности. При нынешней религиозной индифферентности это заблуждение, пожалуй, самое распространенное.

2. «Высшее существо», «Высшая сила». Это вершина пирамиды, которую выстраивает наш рассудок, размышляя об устройстве мироздания. Бог — холодный, бесстрастный, безличный, безразличный, не имеющий никакого отношения к нам. К нему невозможно обратиться, как невозможно и чего-либо ждать от него. Такое Божество либо вовсе не причастно к нашему миру. Либо растворено в нем. Все оккультные и псевдо-мистические учения базируются на этом ложном представлении.

3. Самый страшный образ Бога это соглядатай, шпион, контролер и палач. Он надзирает за нашей жизнью, его интересуют наши ошибки, Он выжидает, как бы застигнуть нас на месте преступления. Это бог-страшилище для «непослушных», им пугают смельчаков, его боятся новоначальные, да и многие, на первый взгляд, воцерковленные прихожане; он отпугивает колеблющихся, когда они пытаются приблизиться к Православию. В связи с этим образом наблюдаются апокалиптические настроения, и возникает псевдоправославное сектантство.

4. «Бог из машины» – в древнегреческой трагедии появление бога в финале приводило к ее развязке. Это явление бога происходило с помощью особого механизма. Отсюда пошло выражение «бог из машины», означающее искусственное разрешение проблем. Это «подпорка», «скорой помощи» в трудную минуту. Мы призываем его и ищем его помощи только тогда, когда что-нибудь не так, а когда все в порядке, мы забываем о нем. Вот и многие наши русские пословицы весьма характерны в этом отношении, например: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «Как тревога – так до Бога».

5. Близкий к этому образу — бог-гарант. Ритуальными действиями, обетами и приношениями ему можно обеспечить себе Его защиту. «Разумные», «порядочные», «послушные» могут быть уверены в его наградах. Его имеет в виду и тот, кто недоумевает: «Что же я сделал плохого, что он меня так наказывает? Всегда у меня все было в порядке». Эти образы («гарант» и «подпорка») питают магические представления о духовной жизни.

6. Бог порядка и богатства. По преимуществу – это бог власть имущих. Он на стороне преуспевающих, важных и значительных. Он – покровитель сильных мира сего. Тот, кто хочет изменить существующий порядок вещей, попадает в его немилость. Особенно любят прибегать к нему диктаторы, деспоты и тираны. Использование таких представлений – современное неохаризматическое движение, с их «теологией процветания». Проникают подобные взгляды и в церковную среду.

7. Бог обрядов — радостных или печальных: свадеб, крестин, похорон, молебнов; бог помпезных, дешевых, пустых и безжизненных речей. Бог как простое украшение жизни. Вспомним тех, кто, едва скрывая зевоту, отстаивают церковные службы на Пасху и Рождество.

Бог в этих и подобных случаях оказывается скроенным по человеческим меркам. Он мало похож на истинного Бога христиан.

Истинный Бог — Бог любви и жизни. Он на стороне страдающих и жертв, он ни к кому не безразличен. Это не ужасный и неприступный некто, живущий вдали от нас. Он не желает нам ни смерти, ни несчастья, ни бед. Он не оставляет нас, в каком бы аду мы ни находились.

Бог никому не мстит, никого не карает с целью погубить. Бог наказывает, т.е. научает, вразумляет заблудшего человека. Чтобы ограничить злую деятельность человека и направить его на путь спасения, Бог может использовать и наказание, если все другие возможности для вразумления уже исчерпаны. Однако в своем наказывающем действии Бог являет свою любовь к человеку, подобно врачу, который вынужден причинить боль ради спасения жизни больного.

И вот из ложных представлений о Боге рождаются все те ложные мнения, которые применительно к нашей сегодняшней теме можно уместить в два слова: магизм и обрядоверие.

Магия — стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3:5). Иными словами, в основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе».

Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается, в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их кто-то «испортил» или «сглазил». С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам», колдунам, гадателям и экстрасенсам.

Материалистическая крайность магизма – обрядоверие – это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим или утилитарным понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «потреблять» благодать, ничего не давая взамен. Перед тем, как человек принимает Таинство Святого Крещения, он отрекается от сатаны. Мы отрекаемся тем самым от всякого идолопоклонства и язычества. Но происходит ли действительная перемена в жизни человека?

Проведенные исследования социологов центра Юрия Левады показывают, что более половины россиян (54%) верят в приметы, а 42% — вещим снам. Только каждый шестой респондент (16%) сообщил, что верит в вечную жизнь, 72% не верят. В то, что на земле время от времени появляются инопланетяне, верят 22%. Предсказаниям астрологов склонны доверять 29% российских граждан.

Астрологические прогнозы, гороскопы, предсказания, пророчества в наши дни получили всеобщее распространение. Им придаются разнообразные привлекательные формы: от лаконичной газетной памятки для бизнесменов до яркой телевизионной программы; от изысканно-утонченных гаданий по древнекитайской «Книге Перемен» до псевдонаучного компьютерного прогноза; от тоненькой брошюрки, из которой можно узнать всю свою прошлую и будущую жизнь, до каббалистических раскладок карт Таро, изучению которых предлагается посвятить долгие годы.

Задача подобного информационного давления на человека состоит в том, чтобы, во-первых, приучить его к мысли о предопределенности слепой судьбы, кармической или генетической заданности всей жизни; во-вторых, отвлечь человека от мыслей о Боге, от молитвы, от желания узнать волю Бога о себе, оторвать от сыновьей привязанности к Богу, от стремления жить не по своей испорченной воле, но по воле Господа.

Конечно, нам надо учитывать особую ситуацию в России, связанную с 70-летним религиозно-культурным разрывом, когда сейчас крещены в православии порядка 80% населения, а воцерковленных в разной степени людей среди них всего 5 – 15%.

Образ Христа Спасителя, соединяющий в себе истинную веру, истинную жизнь и спасение мира, хранился и хранится, присутствует и вечно действует в Церкви. Христос — глава Церкви, а Церковь — Его живой, богочеловеческий организм. И отпадают от нее те, кто искажает истинную веру, уродует неподдельный светоносный образ Христа Богочеловека, извращает Его святое учение.

Задачей православной миссии является свидетельство об истинном Боге во Христе Иисусе, и суть, сердце Православия, его непобедимая сила сокрыты именно в этом дивном и единственном лике Христа, Сына Божия, с Которым встретились апостолы и множество других людей после них.

Главная забота Православия была, есть и будет о том, чтобы через всю человеческую историю пронести и сохранить этот неизъяснимо прекрасный Лик евангельского Христа и прославить Его в «духе и истине» (Ин. 4:23).

«Азбука веры»

бог вера заблуждения кубань представления школа православия

Автор