Церковное пение помогает молитве

Церковное пение помогает молитве

Почему распевы в храме должны быть совершенно бесстрастными.

Церковное пение, как и всякое другое церковное искусство: святые иконы, архитектура или убранство наших православных храмов – своим исполнение должно вызвать благоговейные чувства у молящихся. Оно должно способствовать утишению страстей, душевному успокоению и искренней сердечной молитве.

В отличие от светского пения, оно должно быть совершенно бесстрастно; иными словами, лишено какой-либо эффектности, действующей эмоционально на молящихся, рассеивающей их внимание и отвлекающей ум от молитвы.

 На Руси с самых давних времен песнопения на богослужениях исполнялись по строго установленному гласовому кругу. Распевы гласов с течением времени и в зависимости от того, где они пелись, видоизменялись и постепенно вылились в определенные формы, которые впоследствии были записаны на ноты и стали известны как распевы: греческий, большой и малый знаменный распевы, распев Киево-Печерской Лавры и ряд других.

Церковь установила для церковного обихода 8 определенных гласов, этим как бы оттеняя характер – торжественный, радостный, скорбный или покаянный – поющихся стихир, тропарей, прокимнов. Глас обычно составлен из 2-х, 3-х, 4-х коротких отдельных музыкальных фраз, повторяющихся по порядку столько раз, сколько потребует длина песнопения, и заключительной фразы. (Исключение составляет большой знаменный распев и некоторые другие распевы, где мелодия распространяется на все песнопение и представляет как бы целое законченное музыкальное произведение с более или менее ярко повторяющимися музыкальными фразами.)

Такое построение гласа исключает возможность каких-либо эмоциональных эффектов в исполнении песнопений: молитва поется ровным речитативом, и этим достигается спокойное и строгое пение, а однообразие повторяющейся мелодии действует успокаивающе на душу и способствует сосредоточенности молитвы. Можно ли сказать то же о вольных произведениях? Может ли их исполнение оказать то же действие, что и гласовое пение, то есть настроить молящихся на тихую сердечную молитву?

 Если вольное произведение выдержано в строго религиозном духе и лишено каких-либо музыкально-эмоциональных эффектов, оно, несомненно, подействует благотворно на сердце и ум молящихся и вызовет у них умиление и искреннюю молитву. Но если композитор духовной музыки в процессе своего творчества увлечется внешней красотой форм и музыкальной эффектностью, то как бы талантливо и прекрасно ни было созданное им произведение, оно не будет отвечать своему назначению. Оно помешает священнику сосредоточиться, рассеет внимание молящихся – у одних оно вызовет протест и раздражение и лишит их возможности молиться, другие же настолько увлекутся музыкальной стороной исполнения, что смысл самой молитвы до них и не дойдет. Поэтому выбор песнопений должен производиться регентом очень тщательно и, что чрезвычайно важно, с благословения отца настоятеля.

Богослужебное пение – это форма совместной молитвы участвующих в богослужении. В отличие от светского искусства, его задача – не воздействовать на эмоции, а помочь прихожанину присоединить свой голос к общему голосу церкви.

 "Азбука веры"

Автор