Пост держать — на страже души стоять

Пост держать —  на страже души стоять

Слово «пост» в русском, как и латинском языке имеет двоякое значение. Пост – не только особое время воздержание, предписанное Церковью, но и то место где стоит военный караул. Такая омонимичность слова пост неслучайна. По сути, пост – это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и ограждение от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, второстепенных занятий, праздных разговоров.

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что не только телесны, что мы больше, чем наше тело, и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан, это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Пост – это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям.

Великий Пост – это Пост с большой буквы. И по написанию, и по значению, и по продолжительности. Иначе, по-церковному, он называется святой Четыредесятницей. Этот пост является образом сорокадневного пощения Христа в пустыне перед выходом Его на Свое проповедническое служение.

Если говорить о посте как о воздержании от определенных видов пищи, то нет, не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам.

Смысл Великого Поста в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью – это и наша победа. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав. В этом весь смысл христианской веры. Христос не только сам силою своего Божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Вот стать участником этой победы Жизни над смертью можно, только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа. Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, ну а саму Пасху проводит во всяческом разгуле, то такой пост по своей сути нецерковен, да, собственно, и не постом является, а лишь профанацией.

Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться, никаких объективных причин быть не может, ну а если у нас христианское состояние души, т. е. состояние ненависти ко греху и любви к ближнему, то это дает основу и мотив для правильных поступков.

Пост, как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную всемирную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. Если мы с этим мусором себя не отождествляем, всей душой жаждем от него избавиться и войти обновленными в то пространство, в котором уже не мы своими незначительными усилиями стремимся приблизиться к Богу, а в котором Сам Воскресший Бог, уничтожив ад, идет навстречу нам, тогда пост нам не может не принести радость.

«Азбука веры»

 

 

Фото: hrambb.ru

Автор