Как кубанские казаки Пасху праздновали

Как кубанские казаки Пасху праздновали

Благодатный огонь, доставленный спецбортом из Иерусалима, из Екатерининского кафедрального собора отправился во все храмы Кубани. От святого огня зажглись миллионы свечей. Православные верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину воскресе!»

Огнище под Пасху Иисусу посвящается

Готовиться к встрече светлого праздника Пасхи казаки начинали с Чистого четверга. Хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В Чистый четверг станичники всей семьей ходили в баню, а вернувшись, пекли куличи, делали пасхи и красили куриные яйца.

Пасхальное воскресенье начиналось со службы, на которую казаки тоже отправлялись семьями.

Был обычай по хуторам и станицам — когда в церкви шла служба, те, кто не поместился в храме, рядом, на открытом пространстве, разжигали костер. Чистый огонь помогал устраивать так называемые «гонения смерти». «Огнище под Пасху Иисусу посвящаем, когда Он должен был воскреснуть», — так объясняли смысл ритуала наши прадеды.

Считалось хорошей приметой позаимствовать где-нибудь кадку или колесо от старой телеги — «чтобы было чем разжечь костер». Также для этого огня резали сухие (непременно сухие, неживые) ветки вербы или дуба. Считалось, что в сухом дереве нечистая сила прячется. Огонь в костре, «прогоняющем смерть», поддерживали всю ночь в течение службы в церкви, и такой высокий, чтобы был виден на всю станицу.

Действо не прекращалось до тех пор, пока священник не станет перед царскими вратами лицом к народу и не скажет: «Христос Воскресе!», а люди в ответ ему: «Воистину Воскресе!»

Бытовал по станицам еще один хороший обычай — на Пасху каждый старался несколько раз дернуть за веревку и ударить в церковные колокола. Верили наши предки, что это приносило семье счастье и достаток. И стар, и млад пытались подняться на колокольню и позвонить в церковные колокола. Не были редкостью по хуторам и станицам и самобытные мастера колокольного звона. Колокола в Светлое Христово Воскресение не смолкали и славили Христа над городами, хуторами да станицами целый день.

Светлый праздник — щедрый стол

На Пасху проявлялось истинное кубанское хлебосольство. Современники событий, видевшие, как празднуют Пасху наши предки-казаки, отмечали: вокруг церкви стоят телеги, на которых привезли съедобное для освящения. Собравшиеся возле них казаки шутят насчет «физиономий жареных поросят» и нерасторопности некоторых хозяек, не сумевших как следует напечь пасок. Нет в пасхальный день хозяина, даже бедного, который бы к этому светлому дню не припас жареного поросенка, колбасы и по крайней мере нескольких крашеных яиц.

А пасхальный стол зажиточного казака и вовсе поражал воображение. Хозяйки, тщательно придерживаясь обычаев старины, ставили на стол два, три даже четыре огромных сладких кулича из отборной крупичатой муки на коровьем масле, яйцах, сахаре и меде. Обязательно были тут одна или две кислых пасхи, непременно — творожная пасха. А еще — пара-тройка запеченных поросят, один из них без начинки, остальные — начиненные гречкой с печенью, два запеченных ягненка — также с начинкой и без (одного из ягнят начиняли миндалем да изюмом с рисом). Тут же, на праздничном столе, красовалось бедро вудженины (буженины). Это блюдо оформляли сеточкой из бумаги. Были также брюхо (зельц), жареный кабан в натуральную его величину с глазами из маслин, лук зеленый, ростки салата зеленого, миска пшена — а на нем в солонке соль «крымка».

Не мог праздничный стол обойтись без сала. Немалым кускам душистого сала с прорезью находилось место на столе зажиточного казака. А вместе с салом были на столе несколько видов колбас: кровянка, колбаса простая домашняя, колбаса по-барски, печеночная и другие. Подавали хозяйки коровье масло, сыр, сметану, венки лука.

Все это праздничное великолепие на столе было обложено крашенными в синюю, желтую, мраморную, но больше в красную краску яйцами. Яйца красили к празднику как гусиные, так и куриные.

А к щедрой закуске в штофах и кувшинах подавали на стол и питье. Стояли тут в сосудах разных несколько сортов водки и наливок. Здесь были и хреновуха, и перчакивка, и калгановка, и кардамонивка, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, и терновка, и медовуха.

Что и говорить, съестное не корзинами, а возами везли на освящение в церкви наши прапрадеды-казаки в Светлый праздник Пасхи.

40 дней Пасху празднуют

Многочисленные и шумные увеселения по казачьим хуторам и станицам устраивались в пасхальные дни. В подготовке к празднику, а потом в играх да гуляниях принимала участие вся станица. Обязательно пекли куличи (сдобный хлеб из лучшей муки, на дрожжах, с изюмом или миндалем) и готовили сырную Пасху — особое обрядовое блюдо, которое съедалось в знак окончания Великого поста. На Пасху дарили друг другу писанки — красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца. Часто были писанки, изукрашенные умелыми руками хозяек, настоящими произведениями искусства. На второй день Пасхи играли казаки «в катанки», спуская яйца «с горки» по специально устроенному желобу. Чье яичко дальше прокатится, тот и выиграл.

Большинство жителей станицы участвовали во Всенощной — церковной службе, начинавшейся после захода солнца. Всенощная завершалась крестным ходом и обрядом освящения куличей и иной пасхальной пищи.

Среди казаков считалось, что в субботу перед Пасхой предки приходят к своим потомкам в гости и присутствуют до «проводов». 

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся своим ученикам после Воскресения. И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» С этим пасхальным приветствием обращались казаки и казачки друг к другу в стародавние времена. С этими словами и пожеланием Божьего благословения казачеству и благоденствия всем живущим в нем обращаемся друг к другу и мы, ныне живущие продолжатели казачьего роду-племени.

Христос воскресе! Воистину воскресе!

Автор