7 мая в России отмечается День радио. Современным поклонникам гаджетов и Интернета даже трудно представить, что означало радио для нашего поколения. Я уже не говорю о том, как вслушивались в звучащие из репродукторов слова старшие сестры и братья, когда передавали сообщения о наших поражениях и победах в Великой Отечественной войне. А потом, после нашей победы, уже в 1947-м, мы слушали по радио об отмене продовольственных карточек и каждый год по радио объявляли о снижении цен на продовольственные товары первой необходимости…
Но сегодня я хочу рассказать о том, какие замечательные радиопередачи слушали в то время дети. Каждое утро для меня, как и для миллионов детей нашей страны, начиналось с «Пионерской зорьки»:
На зарядку
По порядку…
На зарядку по порядку становись!
Раз, два…
И ты уже не просто папин и мамин, а маленький человек большой страны.
Твои родители ушли уже на работу, но ты не брошен. С тобой говорят. Тебя не просто развлекают, а учат, воспитывают, образовывают.
А потом шла передача для ребят «Угадай-ка!»:
Угадай-ка, угадай-ка –
Интересная игра.
Собирайтесь-ка, ребята,
Слушать радио пора!
Я как-то не задумывался раньше, когда же появилась эта передача, а оказывается, первый выпуск ее состоялся весной 1944 года, когда вовсю еще шла война.
А интереснейший «Клуб знаменитых капитанов» возник в конце 1945 года. Это была передача о приключениях знаменитых литературных героев; капитана Немо, капитана Гаттераса, Робинзона Крузо, Мюнхгаузена, героя «Алых парусов» Артура Грея и других. Оторваться от радиоприемника было невозможно.
А разве не великим делом была организованная знаменитой детской писательницей Агнией Барто радиопередачи «Найти человека»? Правда, это было немного попозже, в шестидесятые годы, когда у Агнии Львовны накопилось огромное количество писем с просьбой помочь найти человека, потерянного во время войны. И почти тысяча человек благодаря Агнии Барто и радио нашли своих близких.
Постарше я с удовольствием слушал передачу «Театр у микрофона» – постановки известных пьес в исполнении прославленных актеров. А еще была «Встреча с песней», которую вел Виктор Татарский, где сначала читались письма слушателей о любимых песнях, а потом рассказывалась история их возникновения и звучали сами песни.
А для детей появлялись новые веселые познавательные передачи, такие как «Радионяня». Но она была не для совсем маленьких, а для учеников младших классов, в ней изучали, например, правила поведения или были уроки веселой грамматики. А для тех, кто постарше, была передача КОАПП («Комитет охраны авторских прав природы»). Это была передача об удивительных природных «изобретениях», которые изучает бионика.
Даже из этого короткого рассказ о радиопередачах прошлых лет видно, что из нас стремились создать образованных, грамотных, любознательных людей. И это, надеюсь, получилось.
Теперь это нужно сделать для подрастающего поколения. Только как оторвать его от гаджетов, Интернета и объяснить, что знания должны храниться не в сети, а в их головах?
Сергей Левичев