Почему житель Воронежа напал на «Ивана Грозного...»

Почему житель Воронежа напал на «Ивана Грозного...»

Акт вандализма в Третьяковке.

25 мая перед закрытием залов Третьяковской галереи в 20.55 произошло нападение посетителя на знаменитую картину Репина «Иван Грозный убивает сына». 37-летний житель Воронежа, приехавший в столицу, как он сам заявил на допросе, посмотреть эту картину, перед закрытием выставки, сходил в буфет, чтобы выпить 100 граммов водки, после чего вернулся в зал с картиной Репина и, схватив стойку ограждения, разбил стекло картины и повредил саму картину. Преступник был задержан. Стоимость нанесенного ущерба составила полмиллиона рублей, картину обещают восстановить за год.

Случаи вандализма в отношении знаменитых картин редки. В нашей стране можно вспомнить только случай с «Данаей» Рембрандта в Эрмитаже. А вот с картиной Репина несчастье происходит уже второй раз. Первый раз это произошло в 1913 году, то есть 105 лет тому назад, когда душевнобольной Абрам Балашов набросился на картину с криками: «Довольно крови! Довольно крови!» и нанес ножом три глубоких пореза картине.

Илья Ефимович Репин был в то время не только жив, но и в расцвете творческих сил и сам занимался реставрацией своей картины. Конечно же, Репин был возмущен актом вандализма по отношению к его картине и считал, что Балашова для совершения его поступка, подговорили противники его искусства. Это было, конечно же, не так. Главная причина была в том, что картина своей натуралистичностью в изображении сцены убийства, возбуждала, пугала  зрителя.

Илья Репин начал работу над картиной в 1881 году, чтобы закончить работу к 1884 году к 300-летию со дня смерти Ивана Грозного.

Со времен выхода в свет «Истории государства Российского» Карамзина Иван Грозный представлялся как жестокий до безумия правитель, казнивший за период своего правления десятки тысяч людей, а потом составлявший поминальные списки по убиенным по его приказанию. В порыве гнева он убил и своего сына Ивана. Вот этот ужасный момент убийства и решил изобразить Репин.

Работу над картиной он начал в феврале 1881 года, а в марте террористы- народовольцы убивают царя Александра II. И это только начало в череде террористических актов и казней тех, кто был к этому причастен. Душа и воображение великого художника впитывает атмосферу накапливающегося ужаса российской жизни, ищет наиболее подходящие художественные способы выразить свое отношение к ужасу бессмысленной смерти. В роли убитого царевича Ивана ему позирует известный писатель Всеволод Гаршин.

В 1884 году картина готова, но Александр III и Священный синод в лице Победоносцева против того, чтобы картина была выставлена. Третьяков покупает картину для своей галереи. Запрет на показ картины снимают, но и после этого понятно, что, чтобы смотреть картину нужно иметь крепкие нервы. И великий князь Владимир предупреждает свою жену: «Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину». И нередко до того события, как Абрам Балашов изрезал картину, дамы приходили взглянуть на картину с успокаивающими каплями, а некоторые просто спешили пройти мимо, не взглянув на нее.

Но акт вандализма над картиной русская общественность переносила тяжело, даже те, кто был противниками Репина в живописи.

Так, возглавлявший в то время объединение «Мир искусства» художник Николай Рерих писал:

«Даже не верится, что такая могучая картина, как Иоанн Грозный, могла пострадать. Характерное выражение реализма, бесконечно сильного для размаха Репина- именно эта картина жила в памяти особенно сильно…

Национальное достояние произведения искусства не оцениваются денежными суммами. Ими гордится народ и нападение на них - кощунство, достойное величайшего народного осуждения».

Однако Репин настаивал, что уничтожить картину Абрама Балашова подговорили противники его искусства. Тогда с публичной лекцией выступил известный поэт, художник и эссеист Максмилиан Волошин, утверждавший, что искусство в изображении ужасного не должно быть таким натуральным, как в картине Репина, что такая картина провоцирует негативную реакцию отторжения или даже устранения видимого зрителем ужаса. Ведь нападавший выбрал именно эту картину, а не соседнюю, как наиболее воздействующую на его неустойчивую психику.

Репин остался при своем мнении, картину восстановил, и его картина просуществовала безболезненно еще 105 лет до нынешнего случая.

С чем же связан сегодняшний акт вандализма? Вряд ли 100 граммов водки, выпитые в буфете, так повлияли на человека и, видимо, он приехал искать в картине то, что его раздражало, а выпивают 100 грамм для храбрости. Почему-то приходит в голову то обстоятельство, что в последнее время велись большие дискуссии по пересмотру отношения к личности Ивана Грозного.

Много говорилось о том, что европейские монархи тех времен куда больше загубили душ своих подданных и не так уж неправ был Иван Грозный. И действительно ли Иван Грозный преднамеренно убил своего сына? Недавно Ивану Грозному впервые поставили памятник в нашей стране, в городе Орле, основателем которого он был.

Дискуссии-то дискуссии, но стоит ли ради «новых истин» уничтожать шедевры русского искусства?

 

 

Сергей Левичев

 

Фото: vao-mos.info

 

Автор