Как мобильный телефон помогает пожилым людям

Как мобильный телефон помогает пожилым людям

На пер­вый взгляд, тех­но­ло­ги­че­ские реше­ния для под­держ­ки пожи­лых слож­ны, но на самом деле тех­но­ло­гии куда бли­же. Даже обыч­ный мобиль­ный теле­фон может решить мно­же­ство про­блем. Рабо­тая пси­хо­ло­гом в пан­си­о­на­те для пожи­лых людей, я ста­ра­юсь при­ме­нять доступ­ные им тех­но­ло­гии.

Одиночество пожилых и технологии мобильной связи

Оди­но­че­ство у пожи­лых людей вхо­дит в замкну­тый круг. Когда чело­век начи­на­ет мень­ше вза­и­мо­дей­ство­вать с людь­ми, он стре­ми­тель­но теря­ет соци­аль­ные навы­ки, и из-за это­го обще­ние сокра­ща­ет­ся.

Поте­ря навы­ков услож­ня­ет вза­и­мо­дей­ствие для обе­их сто­рон – пожи­ло­му чело­ве­ку труд­нее идти на кон­такт, а окру­жа­ю­щие теря­ют инте­рес, когда ком­му­ни­ка­ции ста­но­вят­ся не ком­форт­ны­ми. Пожи­лой чело­век может разу­чить­ся обра­щать вни­ма­ние на реак­цию собе­сед­ни­ка. Напри­мер, не заску­чал ли тот от длин­ной исто­рии, и если эту оплош­ность вовре­мя не испра­вить, появ­ля­ет­ся сте­рео­тип – со ста­ры­ми людь­ми скуч­но общать­ся.

Но дело не в пре­клон­ном воз­расте, остав­ший­ся без обще­ния моло­дой чело­век тоже теря­ет ком­му­ни­ка­тив­ные навы­ки и допус­ка­ет те же оплош­но­сти. Самые обыч­ные регу­ляр­ные звон­ки по теле­фо­ну могут немно­го помочь не остать­ся одно­му не толь­ко во вре­мя само­го раз­го­во­ра, но и после него.

Конеч­но, кро­ме тако­го тех­но­ло­гич­но­го реше­ния, как мобиль­ный теле­фон, есть куда более эффек­тив­ные для реше­ния зада­чи обще­ния спо­со­бы, напри­мер, жизнь в семье, встре­ча с дру­ги­ми пожи­лы­ми людь­ми на про­гул­ках.

Это быва­ет не все­гда воз­мож­но, а в ситу­а­ции необ­хо­ди­мо­сти зача­стую вдруг ока­зы­ва­ет­ся, что для пожи­лых людей мобиль­ный теле­фон доста­точ­но сло­жен для осво­е­ния. И хотя на рын­ке есть уже мно­же­ство теле­фо­нов, пред­на­зна­чен­ных спе­ци­аль­но для пожи­лых людей – с круп­ны­ми кноп­ка­ми и бук­ва­ми, мак­си­маль­но про­стых, но на прак­ти­ке про­бле­мы могут воз­ник­нуть с неожи­дан­ных сто­рон.

Проще, не значит просто

Срав­ни­те мобиль­ные теле­фо­ны с обыч­ны­ми, дис­ко­вы­ми, к кото­рым при­вык близ­кий вам пожи­лой чело­век: оче­вид­но, что дис­ко­вые теле­фо­ны не надо заря­жать, хотя необ­хо­ди­мость ста­вить на заряд­ку мобиль­ни­ки пожи­лые люди обыч­но запо­ми­на­ют быст­ро.

В сво­ей рабо­те я стал­ки­ва­юсь с тем, что теле­фо­ны регу­ляр­но ока­зы­ва­ют­ся выклю­че­ны, и наши посто­яль­цы не могут позво­нить род­ствен­ни­кам без помо­щи; а все пото­му, что на дис­ко­вых теле­фо­нах они при­вык­ли вешать труб­ку после раз­го­во­ра.

«Крас­ная кноп­ка», пре­ры­ва­ю­щая раз­го­вор, зача­стую при дли­тель­ном нажа­тии явля­ет­ся кноп­кой выклю­че­ния теле­фо­на, и закон­чив раз­го­вор, пожи­лые люди могут даже не заме­тить, что отклю­чи­ли свой аппа­рат. Они не все­гда верят, что дей­стви­тель­но нажа­ли кноп­ку, если ее нуж­но было нажи­мать недол­го.

Пожи­лым людям обыч­но очень нра­вит­ся воз­мож­ность «про­сто нажать кноп­ку и позво­нить» – про­верь­те, есть ли у теле­фо­на такая функ­ция и уде­ли­те вре­мя настрой­ке быст­ро­го набо­ра ваше­го номе­ра.

Очень помо­га­ют напи­сан­ные или напе­ча­тан­ные про­стень­кие инструк­ции по исполь­зо­ва­нию, к при­меру: «1. Раз­бло­ки­ро­вать теле­фон дол­гим нажа­ти­ем кноп­ки *. 2. Что­бы позво­нить Лене, недол­го нажать кноп­ку 5.»

Неко­то­рым слож­но возить­ся с теле­фон­ной кни­гой само­го теле­фо­на, и если пожи­ло­му чело­ве­ку удоб­нее наби­рать номер из бумаж­ной запис­ной книж­ки, поче­му бы и нет.

Технологии видеосвязи для пожилых

Но обще­ние меж­ду людь­ми вещь доста­точ­но слож­ная. Про­стень­кий мобиль­ный теле­фон, кото­рым лег­ко научить­ся поль­зо­вать­ся, очень поле­зен, но он не поз­во­ля­ет уви­деть собе­сед­ни­ка, а ведь ино­гда очень слож­но понять по голо­су эмо­цию, отте­нок смыс­ла.

В Интер­не­те для ком­пен­са­ции это­го эффек­та вовсю исполь­зу­ют­ся смай­ли­ки, но они без допол­ни­тель­ных пояс­не­ний обыч­но непо­нят­ны для пожи­ло­го чело­ве­ка. Луч­ше все же ста­рать­ся видеть друг дру­га во вре­мя раз­го­во­ра.

И буду­щее уже с нами, ведь суще­ству­ет мно­же­ство про­грамм, поз­во­ля­ю­щих про­во­дить видео­связь.

Видео­связь ока­зы­ва­ет­ся полез­нее тем, кому слож­нее научить­ся ею поль­зо­вать­ся, но слож­нее – вовсе не зна­чит невоз­мож­но. Чело­век вполне может зво­нить по скай­пу на план­ше­те: недол­го нажать на синий зна­чок, потом на зна­чок-видео­ка­ме­ру рядом с име­нем доче­ри.

Терпение и навыки

Глав­ное в таком обу­че­нии – это те же инструк­ции, прак­ти­ка и обя­за­тель­ная мораль­ная под­держ­ка, ведь пожи­лые люди склон­ны отка­зы­вать­ся от слиш­ком слож­но­го, это­му их учит окру­же­ние, на все про­бле­мы отве­ча­ю­щее «чего вы хоти­те – у вас воз­раст».

Рабо­та с план­ше­том или смарт­фо­ном более тре­бо­ва­тель­на к лов­ко­сти паль­цев, а раз­ви­тие и под­дер­жа­ние мел­кой мото­ри­ки в силу устрой­ства чело­ве­че­ско­го моз­га крайне полез­ный навык для любо­го воз­рас­та. Зато если полу­ча­ет­ся – тут и радость из-за видеов­стре­чи с род­ны­ми, и гор­дость за пре­одо­ле­ние слож­но­сти, и раз­мин­ка паль­цев, и, если идти даль­ше, воз­мож­ность исполь­зо­вать мно­же­ство дру­гих функ­ций план­ше­та, раз­вле­ка­тель­ных или позна­ва­тель­ных. А в край­нем слу­чае, не так уж прин­ци­пи­аль­но зво­нить по видео­свя­зи само­сто­я­тель­но, если есть кому помочь в этом деле.

На зару­беж­ном рын­ке сре­ди реше­ний, помо­га­ю­щих в ста­ро­сти, появ­ля­ет­ся все боль­ше систем, по стро­е­нию явля­ю­щих­ся чем-то сред­ним меж­ду сиг­на­ли­за­ци­ей и умным домом, – систе­мы защи­ты от паде­ния.

После 50 лет чело­век теря­ет 1–2% мышеч­ной мас­сы в год, имен­но эта осо­бен­ность при­во­дит к пере­ло­мам, дол­го­му и слож­но­му вос­ста­нов­ле­нию после них. Зача­стую, одна­жды столк­нув­шись с паде­ни­ем пожи­ло­го чело­ве­ка, семья ищет реше­ния вро­де пере­ез­да на посто­ян­ное житель­ство в пан­си­о­нат или исполь­зо­ва­ния инва­лид­ной коляс­ки, а это, конеч­но, силь­но вли­я­ет на жизнь само­го пожи­ло­го чело­ве­ка.

Систе­ма­ми, поз­во­ля­ю­щи­ми полу­чить свое­вре­мен­ную помощь в слу­чае паде­ния дома, и, таким обра­зом, поз­во­ля­ю­щи­ми не менять жизнь кар­ди­наль­но, могут быть дат­чи­ки дви­же­ния или веб-каме­ры, настро­ен­ные на авто­ма­ти­че­ский вызов служб помо­щи.

К таким же систе­мам отно­сит­ся раз­ме­ще­ние по дому тре­вож­ных кно­пок. С их появ­ле­ни­ем на рын­ке воз­ник­ла дис­кус­сия о том, как про­ек­ти­ро­вать эти систе­мы, что­бы они не явля­лись вме­ша­тель­ством в лич­ную жизнь.

Но пока идут дис­кус­сии и ищут­ся реше­ния, еже­днев­ные звон­ки по мобиль­но­му в уста­нов­лен­ное вре­мя могут зна­чи­тель­но обез­опа­сить живу­щих в оди­но­че­стве пожи­лых людей.

Итак, суммируя сказанное

  1. Доступ­ные тех­но­ло­гии, помо­га­ю­щие в пожи­лом воз­расте, уже рядом. Имя им – мобиль­ный теле­фон и видео­связь.

  2. Поощ­ряй­те у пожи­лых людей инте­рес к обще­нию не толь­ко с вами, но и с дру­ги­ми людь­ми.

  3. Если есть воз­мож­ность исполь­зо­вать в обще­нии видео­связь, обя­за­тель­но исполь­зуй­те ее.

  4. То, от чего пожи­лые люди пона­ча­лу актив­но отка­зы­ва­ют­ся, зача­стую вполне им по силам. Сме­ло тре­буй­те, что­бы они раз­би­ра­лись с тех­ни­кой, под­дер­жи­вай­те их уве­рен­ность в себе, хва­ли­те за успе­хи, будь­те вни­ма­тель­ны­ми в обу­че­нии.

  5. Что­бы исполь­зо­вать тех­ни­ку в обще­нии, составь­те про­стые понят­ные инструк­ции и про­сле­ди­те, как пожи­лой чело­век их выпол­ня­ет.

  6. Самый про­стой теле­фон и регу­ляр­ный кон­троль­ный зво­нок успеш­но справ­ля­ют­ся с основ­ны­ми зада­ча­ми систем защи­ты от паде­ний.

  7. И не забы­вай­те зво­нить сво­им род­ным, даже если пого­во­рить как буд­то не о чем. Так вы помо­же­те им не терять соци­аль­ные навы­ки.

Анастасия Львова «Новый пенсионер»

фото: ok.ru

 

Автор