Первомай вместо Пасхи

Первомай вместо Пасхи

В конце XIX века на Кубани уживались две несовместимые традиции: празднование Светлой Пасхи и рабоче-крестьянские «маевки».

Пасха повсеместно в Кубанской области отмечалась с большим размахом и участием представителей всех сословий верующего населения. Помимо самой Пасхи Господней, в число неприсутственных (нерабочих) на службе дней входили четверг, пятница и суббота Страстной седмицы, а также дни Светлой седмицы. Всего было 10 выходных дней, читаем в исследовании кубанского историка Сергея Шаповалова «Пасха и Первомай: борьба старого и нового быта на Кубани в 1920–1930 годы».

Как проходили пасхальные праздники в Екатеринодаре, отмечает В. Ф. Золотаренко в рукописи «Плач Василия при реке Кубани». «…Во время пасхальной утрени зажигают четыре смоляных перетирка, по числу сторон храма. По четырем же сторонам стоят на холсте изображенные иконы, освещенные восковыми фитилями… После выстрелов изо всех крепостных пушек начинается колокольный призыв к услышанию радостной песни: Христос воскресе… Освятились пасхи, народ отобедал… Девушки собираются в кучу, ходят по улицам и поют… Малолетки проводят святочные дни в пустых рассказах, иногда играя в мяч… На другой день светлого праздника, при обхождении духовенством вокруг собора с хоругвями, офицеры носят знамена всех полков, а урядники — куренные булавы…»

О «маевках» в стольном граде вспоминает екатеринодарец М. Г. Зорин: «Ежегодно разными контингентами жителей в городе и в разных местах вне его устраивались «маевки», но по-разному… К 7 часам утра все учащиеся в гимназии собирались в ее дворе, затем выходили на Красную улицу и под звуки ученического оркестра стройным маршем двигались за город — в Круглик, небольшой лесок на северо-востоке недалеко от Екатеринодара. За учащимися ехала линейка с продуктами питания… Пройдя в Круглик, все сразу же разбредались по лесу — кто ловить мотыльков и кузнечиков; иные устраивали борьбу… А вот рабочие уже в то время справляли свои «маевки» по-иному. Это были не праздники, как их тогда понимали, это были скорее сходки — то есть собрания… Собирались, правда, не без закуски и выпивки и не без лес для ловли рыбы, обсуждали политические вопросы…»

Постепенно политическое начало в рабочих «маевках» стало все более преобладать. Впрочем, полиции удавалось быстро утихомиривать особо рьяных участников подобных встреч и даже задерживать некоторых из них.

После Октябрьской революции новым правительством был принят декрет «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и расписании рабочего времени». В нем был определен перечень праздничных (нерабочих) дней, в том числе День рабочих 1 Мая.

Пасха также осталась в календаре в качестве праздничного (нерабочего) дня, однако продолжительность Пасхальной недели была существенно уменьшена. Выходными объявлялись пятница и суббота Страстной недели, а также понедельник и вторник Пасхальной недели.

С укреплением власти партии большевиков (чьи взгляды на религию были общеизвестны) началось наступление на религиозные праздники. С принятием в начале 1918 года Совнаркомом декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» приоритетными для новых властей стали гражданские рабочие торжества.

Пасха и Первомай периодически совпадали, и между религиозным и рабочим праздником развернулась борьба за массы. Одно из первых совпадений Первомая и Пасхи произошло в 1921 году.

На Кубани власти сделали все возможное, чтобы максимально привлечь население к участию именно в пролетарском празднике. Рабочим-ударникам, помимо специального пайка, выдавалось дополнительно по четверти фунта постного масла, сахара и — курящим — табака. Местный совпроф объявил нерабочими днями 30 апреля, 1 и 2 мая.

В Краснодаре программа первомайского праздника была предельно насыщенна. В городе проводились военный парад, демонстрация трудящихся, торжественный митинг, массовые художественные инсценировки и народные гуляния.

 

Фото arenahd.tv

 

К концу 1930-х Первомай официально вытеснил Пасху из быта населения. Однако пасхальные традиции негласно продолжали существовать, чтобы возродиться с новой силой в наши дни.

Автор