Пенсионеров ждут серьезные потрясения: Вместо ПФР и соцстраха создадут единый Социальный фонд

Пенсионеров ждут серьезные потрясения: Вместо ПФР и соцстраха создадут единый Социальный фонд

Правительство планирует реорганизовать Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) в единую организацию — и предложить работодателям общую взносооблагаемую базу для выплаты страховых взносов на пенсионное и социальное страхование. Об этом рассказывает сайт Профессионалы.Ру При минимальном росте нагрузки на бизнес это, по замыслу Минтруда, позволит увеличить размер ряда социальных выплат для населения в полтора раза. Реформа фондов, в свою очередь, сделает получение социальных услуг также более удобным — за счет объединения их административных функций в рамках единой цифровой платформы.

К 2023 году, как стало известно, правительство планирует унифицировать отдельные положения об уплате страховых взносов работодателями в ПФР и ФСС. Отказ от существующего в этой сфере сейчас многообразия связан с объединением двух фондов в единую структуру — Социальный фонд.

Как следует из материалов Минтруда, ведомство предлагает объединить две организации в единую структуру, присвоив ей новый организационно-правовой статус — внебюджетный фонд, в том время как сейчас организационно-правовая форма обоих фондов — государственное учреждение, что закреплено в Бюджетном кодексе. Согласно проекту закона «О Фонде пенсионного и социального страхования РФ», внебюджетный фонд — это некоммерческая организация для осуществления функций по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мер социальной поддержки. Ее учредителем выступает правительство, а собственником имущества фонда, так же как и ответственным по публичным обязательствам фонда,— РФ. Координировать работу нового фонда все также будет Минтруд, в структуре его управления появится принципиально новый орган — наблюдательный совет, который будет состоять из семи человек: представителей работодателей и профсоюзов, Совета федерации и Госдумы, вице-премьера — координатора РТК, главы Минтруда и самого председателя фонда. В компетенции совета будут находиться вопросы стратегического развития фонда: размер страховых тарифов, использование резервных средств фонда, формирование его бюджета и рассмотрение кандидатур на место председателя организации. Окончательное решение о выборе главы фонда останется  за председателем правительства — как и сейчас.

Административные расходы на работу нового фонда (на выплату зарплат сотрудникам, содержание имущества и обслуживание IT-систем), не должны превысить показатель, заложенный в федеральном бюджете для ПФР и ФСС, то есть примерно 1% от их расходов. В то же время в Минтруде надеются на экономию бюджетных средств по двум последним статьям расходов — за счет эффекта масштаба, а также с помощью сокращения расходов на управленческий аппарат. Основная масса сотрудников и ПФР, и ФСС (в сумме — более 130 тыс. человек по стране) останутся на своих рабочих местах или на новых позициях в новой структуре фонда.

Минтруд рассчитывает внести федеральный закон об объединении фондов на рассмотрение Госдумы уже в весеннюю сессию, — чтобы летом подготовить проект объединенного бюджета фонда на 2023–2025 годы. Ведомство также разработало пакет поправок к Бюджетному и Гражданскому кодексам и ряду федеральных законов. Важнейшая предпосылка для объединения фондов сейчас: цели, заложенные правительством в концепцию цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года. Она предполагает, что к этому году правительство будет управлять всеми социальными услугами, доступными россиянам, с помощью единой цифровой платформы (ЕЦП), - ее сейчас по заказу ПФР разрабатывает «Ростелеком». Она объединит все существующие профильные цифровые проекты: от электронного листка нетрудоспособности ФСС до выдачи электронного сертификата на материнский капитал ПФР. Ее создание адаптирует социальную сферу РФ к «новым цифровым реалиям» и удовлетворит ожидания граждан. Так, к 2025 году они должны иметь возможность получить 80% социальных услуг в электронном виде, что сократит срок ожидания в два раза и сведет весь объем необходимых документов к одному заявлению. С 2023 года - по плану Минтруда - часть из них будет доступна в формате «одного окна» на портале госуслуг, также полноценно будет работать единый контакт-центр для консультаций. При этом Минтруд планирует сохранить сеть отделений фонда, чтобы дать его клиентам возможность выбирать между обращением за услугами онлайн или лично.

За объединением фондов в единую структуру последуют новшества не только для застрахованных, но и для работодателей:  унификация отдельных положений тарифной политики ПФР и ФСС. Переход на единый тариф позволит фонду принимать от работодателей все необходимые сведения о работниках и уплаченных за них страховых взносах единой ежемесячной формой.

(фото из свободных источников)

 

Автор