В Туапсе появится морвокзал и возродят пассажирское судоходство?

В Туапсе появится морвокзал и возродят пассажирское судоходство?

6 июня решит Арбитражный суд Краснодарского края должен расставить точки на I. 

Похоже, близится к счастливому завершению эпопея с куском земли в 11 соток на Туапсинской городской набережной. Ранее на этой территории располагался построенный еще в советские времена морской вокзал. Старое здание давно снесено. На освободившемся месте, которое находится в аренде у Туапсинского морского торгового порта, разбили сквер.

Портовики подготовили проект нового, современного морвокзала, с расчетом на то, что Туапсе, наконец, спустя годы, вернется в число пассажирских российских портов. Но на это «свободное место», напомним, районные чиновники вознамерились водрузить… кафедральный собор.

Общественность города и района от этой затеи была вовсе не в восторге. Ведь участок земли с кадастровым номером 23:51:0102015:4, по сути, единственное место, где было возможно строительство нового здания морвокзала. Строительство собора похоронило бы идею захода пассажирских судов в Туапсе навсегда.

С учетом того, что сегодня возрождается морское пассажирское сообщение между черноморскими городами, решение казалось более чем очевидным. Ведь Туапсе, действительно, единственный порт Краснодарского края, для которого пассажирское судоходство оказалось закрытым. Ну не считать же за достижение, небольшие пароходики, которые возят отдыхающих на курортах Туапсинского района на часовые морские прогулки.

Напомним, что еще год назад – в мае 2021-го было восстановлено морское пассажирское сообщение между курортами Новороссийск, Геленджик и Сочи с использованием скоростных судов на подводных крыльях «Грифон» и «Комета». Туапсе в этом перечне не значится.

Самыми яростными противниками в восстановлении Туапсе как важного пассажирского порта, на наш взгляд, оказалось руководство района во главе Виталием Мазниновым. О многочисленных чудных «достижениях» данного муниципального руководителя мы писали не раз. Чиновничьих грешков у него много набралось. Видимо, отсюда и произрастало его стремление во что бы то ни стало отдать единственное место, где можно было бы возродить морвокзал, под собор. Аргументы типа того, что в городе и так достаточно церквей и что, если есть такая нужда в кафедральном соборе, можно в Туапсе подобрать для этого другое место – на Мазнинова не действовали.

Здравому смыслу была объявлена настоящая война. Тех, кто выступал за морвокзал, причисляли чуть ли не к врагам православия. Никакое мнение, кроме собственного, районных чиновников долгое время не интересовало. Вопрос обсуждался с церковными иерархами, нагибали застройщиков (у самой церкви огромных средств на возведение такого монументального сооружения явно в полном объеме нет). К обсуждению вопроса самих горожан, представителей общественности, активистов, блогеров не допускали. В союзники пытались взять даже федеральные структуры.

Федералы, были понятно, за святость, на нее районное руководство в своих обращениях и давило. Приморские муниципалы привлекли москвичей для помощи в расторжении договора аренды. И надо сказать, что изначально, на «левую» мазниновскую аргументацию повелось и столичное начальство.  Из Росимущества поступило даже вот такое строгое предписание.

Что дало повод краевым провластным СМИ протрубить «победу»: «В Туапсе на месте бывшего морвокзала, где сегодня сквер и прогулочная зона планируют построить кафедральный собор в честь Преображения Господня».

Но после того, как в столицу стали поступать здравые аргументы от туапсинской общественности, ситуацию удалось изменить. Ведь в этом деле нет православной или неправославной позиции, есть логика государственных, в том числе и краевых интересов. Помогло и изменение курортной политики страны. После того, как возможности россиян для отдыха за границей были существенно урезаны из-за вводимых санкций, федеральная власть наконец повернулась лицом к ею же инициированному нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства». Стали вспоминать, что во времена СССР (когда тоже практически все жители страны отдыхали исключительно на родном море) более 60 процентов пассажирских перевозок приходилось на маршруты по Черному морю.

В итоге, похоже, объективно оценившие перспективы местечковых чиновничьих хотелок федералы Виталия Мазнинова и его сподвижников понимать перестали. В результате участок, скорее всего, все же будет оставлен в аренде у ТМТП. В одном из недавних арбитражных решений говорится о том, что поводов для расторжения договора аренды с портом нет. 

6 июня в краевом Арбитражном суде должна быть в этом деле поставлена точка.

Наши источники, предполагают, что на этот раз в «совете» со стороны заинтересованных федеральных структур прозвучало пожелание заняться, наконец, реальным выстраиванием морской транспортной инфраструктуры, частью которой должен стать морской пассажирский порт Туапсе.

И все же некоторые моменты сегодня вызывают обеспокоенность. 24 мая губернатор Кондратьев отчитался о своем участии в совещании, которое провел Владимир Путин. На нем обсуждалось развитие транспортной инфраструктуры страны. В том числе и роль транспорта в курортной отрасли. Губернатор назвал уже работающие пассажирские порты: Сочи, Геленджик, Новороссийск. Но ведь темой совещания было «развитие», а не отчет об уже имеющемся. Вопрос, почему глава региона, не проинформировал президента о транспортных планах по Туапсе? Не сказал хотя бы о наметках. Почему, эти тезисы не подготовило для него чиновничество, курирующее отрасль? Или краевое руководство все еще не считает Туапсе перспективной «точкой» развития пассажирского морского сообщения?

Туапсинцы сегодня надеются, что дирекция и акционеры морского торгового порта смогут вернуть городу статус пассажирского порта, построить новое современное здание морского вокзала, при этом сохранив, возможно, его прежний дизайн. Понятно, что в нем могут быть расположены не только залы ожидания, кассы и объекты транспортной безопасности (дохода с этого вряд ли хватит даже на оплату коммунальных услуг), по примеру, скажем, территории порта Сочи, тут могут расположиться кафе с видом на море, сувенирные и «пляжные» магазины, экскурсбюро и даже можно организовать музей, ведь Туапсе город с большей историей.

В случае принятия решения о включении в маршрут движения пассажирских судов заход в Туапсе здание морского вокзала может быть построено в кратчайшие сроки. Для реализации этих целей есть уже все, в том числе и национальный проект. Одной стройкой здания, порт конечно не ограничится. Необходимо будет также реконструировать причал, в зависимости от того, на какой класс пассажирских судов в итоге будет расчет.

Если краевое руководство не просто декларирует свою заинтересованность в создании мощной южной морской транспортной инфраструктуры пассажирских перевозок, а искренне заинтересовано поработать в этом направлении, то сегодня необходимо оперативно принять несколько решений. Прежде всего необходимо направить в Министерство транспорта Российской Федерации обращение о включении порта Туапсе в транспортный нацпроект (в части пассажирских перевозок). Оперативно провести оценку как строительства здания морвокзала, так и реконструкции причала. Это все должны, конечно, инициировать местные и региональные власти, совместно с комитетом по вопросам транспорта Законодательного Собрания Краснодарского края, заместителем председателя которого является коренной туапсинец Иван Тутушкин. Вот им и все карты в руки.

В общем, нужны не разговоры о нашем неизбежном славном пассажирском будущем, а конкретная и эффективная работа, над тем, чтобы это будущее стало ближайшим.

В Туапсе появится морвокзал и возродят пассажирское судоходство? В Туапсе появится морвокзал и возродят пассажирское судоходство? В Туапсе появится морвокзал и возродят пассажирское судоходство? В Туапсе появится морвокзал и возродят пассажирское судоходство?

Автор