Языческий ли праздник Масленица

Языческий ли праздник Масленица

Сырная седмица – в простонародье Масленица. Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, которая заканчивается Прощеным воскресеньем.

По слову святителя Тихона Задонского, сырная седмица есть преддверие и начало поста.

Сырной или сыропустной эта предпостовая неделя названа потому, что в дни ее уже не вкушается мясо, но еще разрешается вкушение молочных продуктов и рыбы.

Богослужебные особенности сырной седмицы, а также история церковного устава опровергают мнение, что Масленица в своих корнях – праздник языческий.

В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, поскольку православная церковь не всегда могла полностью упразднить народные языческие традиции. Зачастую применялась практика замещения языческих праздников христианскими – древние народные обычаи при этом наполнялись иным, христианским смыслом. Так было и с Радоницей, и с русалиями, и с праздником дня зимнего солнцестояния. Точно так же и языческую масленицу церковь приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из нее все языческое содержание. Благодаря усилиям православной церкви Масленица лишилась своего прежнего сакрального значения, какое она имела в народе, стараниями церкви удалось сохранить аскетический настрой сырной (масляной) недели, придав этому настрою особый праздничный характер.

«Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая», – таковы строки тропаря из канона понедельника сырной седмицы.

По существу, для верующих христианское содержание Масленицы – постепенная, мягкая подготовка постом малым, облегченным к посту строгому. Это неделя плавного перехода к грядущему Великому посту, позволяющая подготавливаясь к нему телесно, одновременно духовно проникаться его скорым приближением.

Обретению соответствующего духовного настроя способствуют и богослужения этих дней, которые также носят предпостовой характер.

Мясопустная неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о Судном дне, всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31-46). Это евангельское чтение необходимо для напоминания всем согрешающим, дабы не предавались они беспечности и нерадению о своем спасении в своей надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы ярко изображает последствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и Праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется Правосудным, а Суд Его – праведным.

В службах среды и пятницы сырной седмицы не совершается литургии в силу ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию. Совершаются только часы, на которых читается назидательная и душеспасительная молитва святого Ефрема Сирина и кладутся земные поклоны. В первый раз эта великопостная молитва читается на вечернем богослужении во вторник. В этой краткой, но такой глубокой молитве звучит просьба человека к Богу об избавлении от терзающих душу страстей, в ней мы просим отнять от нас праздность, уныние, желание властвовать и празднословить, дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других.

Православная церковь сырную седмицу называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В христианском смысле последняя подготовительная неделя к Великому посту посвящена одной единственной цели – подготовке к покаянному пути к Богу, прощению обид и примирению со своими ближними. Именно в этом христианская составляющая Масленицы.

Масленица – это время, которое мы обязаны посвятить примирению и доброму общению с нашими ближними, родными, друзьями, а также делам милосердия и благотворения. Разумеется, Церковью не отрицается разумное, умеренное веселье на Масленицу. Верующие ходят друг к другу в гости, радуют близких своим вниманием и делятся своей радостью, общаются и конечно, трапезничают: едят блины и копят силы для предстоящего поста. Однако церковь призывает во всем держаться умеренности, ибо всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, стяжать которые стремится каждый христианин. Своих верных чад она призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть, а тем более в преддверии священного времени Великого поста. Поэтому во время широких гуляний на Масленицу каждому христианину нужно опасаться того, как бы это не помешало подготовке к великопостному подвигу, главной задаче этих дней, решать которую и предстоит каждому из нас по мере своих сил.

Первое, к чему нужно стремиться, – чтобы наше правильное отношение к сырной седмице или Масленице послужило духовной пользе и способствовало нашему духовному росту. Нам необходимо время сырной седмицы, отведенное церковью для духовной и телесной подготовки, наполнить покаянием, размышлением о своей жизни, о своей душе, избавлению от обид и примирению с ближними. Поразмыслить над тем, что еще нам предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы грядущий Великий пост стал для нас действительно весной покаяния, чтобы мы омолодились душой, чтобы к светлому празднику Пасхи наши души воскресли вместе с воскресшим Христом Спасителем.

Протоиерей Анатолий Зыгарь.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

 

 

Фото:  rasvet-tur.ru

Автор