Ему покорилась Италия

Ему покорилась Италия

Недавно член Союза художников России Александр Викторович Шевель, живущий в станице Брюховецкой, получил из Италии бандероль. Его друг, священник из Болоньи Дон Марино Табеллини, прислал городскую газету, в которой сообщалось, что местное туристическое агентство открыло в городе новый маршрут с неожиданным названием – «Храм с русским сердцем». Рядом с заметкой стоял комментарий. Художник перевел их своему первому критику – жене Татьяне Михайловне: «Алессандро, поздравляю! Наш храм интересен не только итальянцам, но и людям мира!»

Эту газету Александр Викторович показал и мне: «Конечно же, приятно получать такие весточки». А через несколько минут я уже слушал рассказ художника о его первой и, по сути, случайной поездке в страну великих итальянских творцов – Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэля Санти.

– Это был 1997 год. Мой земляк и товарищ Владимир Шкурко повез на лечение в Италию свою жену Татьяну. В Болонье у него появились друзья. В их числе был и Дон Марино, которому Володя однажды показал альбом с фотографиями. Среди них были и снимки моих картин, которые впечатлили священника. Дон Марино, по словам Володи, как типичный темпераментный итальянец, воскликнул: «Я хочу, чтобы наш католический храм святой Марии расписал этот талантливый русский мастер. Звоните ему немедленно. Но скажите, что у церкви денег нет. Зато мы оплатим его проезд в Болонью, обеспечим бесплатное проживание. Будем вкусно кормить и во всей красе покажем нашу великую страну».

Горячее желание и добрые чувства священника передались моему другу, и он сразу же по телефону задал мне прямой вопрос: «Хочешь в Италию?». Я тут же ответил: «Хочу!» – и стал собирать чемодан.

– Храм, – продолжил свой рассказ Шевель, – находится в пригороде Болоньи – Кальдерино. Первое время в незнакомой стране меня выручал Володя: он был моим переводчиком. Дон Марино при первой нашей встрече подчеркнул, что роспись нужно сделать не в традиционном стиле, а в… авангардистском, именно в таком, в каком я работал. Мне предстояло расписать 750 квадратных метров. Это и 16-метровый купол, и стены храма. Вскоре я остался один на один с ними. Языка не знал. Изъяснялся жестами. После того как была завершена роспись только одного библейского сюжета, Дон Марино радостно закричал: «Браво, Алессандро!» За год беспрерывной работы я использовал около пятидесяти сюжетов из Библии, делая на стенах росписи со своей трактовкой. Когда работа была окончена, освятить храм приехал известный в Италии кардинал Биффи. Он по-доброму отозвался о «большой и значимой работе русского художника». Но мне, если честно, больше всего запомнились слова простых посетителей храма. Приведу всего два мнения прихожан: «Какие дивные росписи! Вашею кистью водил ангел!», «Знаю, что вы – русский, но для меня как Микеланджело!»

…После того как Шевель расписал храм в Болонье, в итальянской прессе появилось немало хвалебных публикаций. К Александру Викторовичу стали обращаться с новыми заказами. В основном высоко сановные священнослужители. Его мастерство узнали и в соседнем с Италией государстве – Сан-Марино. Всего мастер кисти расписал около десяти католических церквей. Он также выполнил несколько светских заказов мэрии города Фоссано. А друзья-итальянцы и новые знакомые из разных уголков этой страны убедились еще в том, что Шевель и отличный портретист.

Находясь в Италии 8 лет, Александр Викторович постоянно делал в своих блокнотах разнообразные записи, которые впоследствии стали страницами его увлекательной книги «Итальянский дневник».

Владимир Нестеренко

Фото автора

Автор