С песней по жизни

С песней по жизни

Раиса Николаевна – уроженка Луганской области: там в Антрацитовском районе располагалось село Красная Поляна, с которым у нее связаны самые ранние воспоминания. Помнит, что хата была мазаная, крытая камышом. Бабушка часто хлеб пекла, и этот хлебный дух ассоциируется с запахом довоенного детства. Дедушка был врач, бабушка – домохозяйка, но в целом семья была крестьянская. Рая была одна дочка была у родителей, и по тем временам это было странно. Но, помнит, что мы жили вместе с тетей и ее детьми, и тетю она зачастую называла мамой.

Ее музыкальность, наверное, - врожденная: папа был очень хороший гармонист, дядя Сережа играл на мандалине, а тетя – на балалайке. Она с детства очень любила петь. В доме уже после войны появился патефон, и Рая при каждой свободной минуте она ставила пластинки любимых Марии Мордасовой, Ольги Воронец, Людмилы Зыкиной… И подпевала.

Война ей помнится смутно, скорей рассказами других, нежели собственными воспоминаниями. Отца по ранению комиссовали. Он вернулся домой и умер в больнице, мама за ним присматривала до последнего вздоха. А до этого была оккупация, когда часть деревни заняли немцы, а часть оставалась за нашими войсками. Почти всех жителей эвакуировали, но не куда-то в тыл, а в ближайшие леса. Но семья Раи – из-за раненного отца - осталась в селе.

- Мама меня звала «Белочкой», - вспоминает Раиса Николаевна. - Потому что волосы были светлые, и нрава я была веселого. Мечтала поехать в Москву: учиться на артистку. Но мама сказала, что артисты – люди …легкого поведения! Не пустила.

После войны она закончила семилетку, и, как многие сверстники, пошла работать на шахту: чтобы помогать вдове-матери. Жили в шахтерских поселках – на съемных квартирах. Первая шахта Раисы была «Малониколаевская» - в одноименном поселке. Сначала сортировала поднятую из шахты выработку: породу - отдельно, а уголь - отдельно. Потом - в ламповой: заряжала шахтерские лампы специальным раствором. Работала и на терриконе: на самом верху разгружала вагонетки с породой. Потом перевели девушку на подземные работы. Она стала коногоном: управляла лошадью, которая таскала две вагонетки.

- Такая умная лошадь была, что в кромешном мраке сама шла к самой лаве. Это не я ее, а она меня вела и погоняла…

Но что значит молодость! После работы девчонки в резиновых сапогах под дождем и снегом бежали в клуб. Там из сапог переобувались в туфли и кружились в танце.

Ты обычно всегда в стороне,

Но глаза твои ясные светятся.

Говорят они ласково мне,

Что со мною желаешь ты встретиться…

На танцах Раиса и познакомились с первым мужем, тоже с шахты. Замужем она нашла себе более «женскую» работу: охранником на химическом заводе. После терриконов и подземных тоннелей работа охранником оказалась мечтой: выдавали обмундирование и карабин, перед сменой кормили. И – слава Богу! - никаких происшествий не случалась – за все время мою работу. Потом ее опять повысили: она по-прежнему работала охранником, но не с карабином, а с пистолетом и – в офисе шахтерского треста.

Молодой паре дали казенную квартиру, уголь для тепла завозили бесплатно. Несколько раз ездили отдыхать в санатории. И все это время Раиса пела – ни одна свадьба или день рождения в поселке без нее не обходилась!

Все бы хорошо, но муж стал распускать руки, и Раиса от него ушла. Причем немаловажную роль в этом сыграла Ирина, дочь Раисы. Хоть маленькая, но поставила матери условие: или мы уезжаем, или я брошусь под машину!

Куда уехать? Соседка по поселку посоветовала уехать к своей хорошей знакомой в Ейск, - мол, она вас примет на первое время. И действительно, - их приняли, устроили на первое время. Иру определили в школу. Рая работала кондуктором, в столовой, летом – в пионерском лагере. Потом устроилась уборщицей в школу, и за это ей дали комнату, как служебное жилье. Но своего жилья и не предвиделось. Потом другая знакомая, тоже добрый человек, позвала в Кропоткин, - в поисках лучшей доли отправились туда. Да, опять хорошо встретили, помогли освоиться. Но быстро выяснилось, что и там жилье не «светило».

Мне эта часть рассказа Раисы Николаевны казалась фантастикой – наверное, на фоне сегодняшних реалий. Незнакомые люди участвуют, оказывают посильную помощь, предлагают кров – с чего бы это?

Тут началась большая стройка в Белореченске – возводили знаменитый химзавод. Вот там-то по слухам совершенно реально было получить свое жилье, - и мама с дочкой отправились в Белореченск. Раиса работала строителем: на крышах цехов делала стяжки, заливала битумом, засыпала керамзитом… Машины с цементом разгружали вручную. Зимой – холод, летом – жара. Но свое жилье она получила.

Потом работала в спецкомендатуре - в общежитии для условно и досрочно освободившихся. Позже несколько лет работала в общежитии для вольнонаемных. И, собственно с этой должности, с этого места ушла на пенсию. Вот такая нехитрая история трудовой деятельности, - тяжелой и не статусной. Такие истории повторялись миллионы раз…

Когда Раисе Николаевне было 52 года, вторично вышла замуж за железнодорожника. Этот муж оказался достойным, добрым и любящим. Но счастье было недолгим: спустя время он стал болеть и ушел.

Пора рассказать о второй стороне жизни Раисы Николаевны Яковлевой – творческой. Всю жизнь она пела, но как бы для себя. А когда оказалась в Белореченске – то есть с 1973 года – стала петь в творческих самодеятельных коллективах. Сама или на два-три голоса – с такими же певуньями, с кем сводила судьба в клубах и Домах культуры. Ее заприметил Владимир Попов, известный в Белореченске баянист и аранжировщик, и они выступали в войсковых частях, в колхозах и школах. А, если Попов заметил, то и Николай Маслов, тоже известный белореченский баянист, приглашал Яковлеву на выступления.

Потом Яковлева познакомилась со Светланой Петровной Устаниной, которая в Белореченске в 80-х годах, после Московской Олимпиады, организовала фольклорный коллектив «Казачий круг». Его основу составляли два десятка «боевых» казачек, обитавших в усадьбе колхоза им.Ленина. Раиса на удивление легко вошла в «Казачий круг», стала своей, много и блистательно выступала на самодеятельных площадках на протяжении трех десятилетий! Коллективу давали время и помещения для репетиции, аккомпаниатора. «Казачий круг» завоевывал призовые места на многочисленных фольклорных конкурсах. Вершиной творчества стали выступления в Липецке и в Москве, на ВДНХ. Надо отдать должное руководителю: Светлана Устанина в песенно-плясовой манере «обыгрывала» казачьи обычаи: свадьбы, сватовства, поминок, отправление казака на службу в армию… Смотрелись выступления с таким драматическим подтекстом ярко и свежо.

А параллельно в Белореченске зародился и стал развиваться другой коллектив – народный ансамбль «Гармошка» под управлением Тамары Николаевны Борза. И когда «Казачий круг» по каким-то эволюционным причинам стал затухать, многие его членов перешли в «Гармошку». В том числе и Раиса Николаевна Яковлева. Больше десяти лет - пока не перебралась в Краснодар к дочери - эта женщина солировала в «Гармошке». Раиса Николаевна даже участвовала в роли бабы Кати в спектакле «Меж высоких хлебов», который написала и поставила все та же Тамара Борза, - и все это в возрасте нашей героини далеко за пенсионной границей.

Раиса Яковлева и сейчас бы выступила, да ноги подводят: ни в клуб, ни в ДК не дойдет. Но бывает улыбнется случайный прохожий по-доброму, услышав старушку на лавочке во дворе: 

Значит, нужно тебе подойти,

Самому обо всем позаботиться.

А не то разойдутся пути

И любовь улетит, не воротится…

(фото из открытых источников))

Автор