На крыльях отцовской мечты

На крыльях отцовской мечты

Герой этой публикации Иван Дмитриевич Евгенов – человек удивительной судьбы 

 

Практически всю свою жизнь он посвятил работе в авиации. Его трудовой стаж в Международном аэропорту Краснодар (Пашковский) составил 50 лет! Удивительная для многих верность профессии! Зная об этом, нетрудно предположить, что о небе Иван Дмитриевич мечтал с самого детства и годами упорно шел к достижению своей цели. Но, оказалось, что это не так.

Он сам считает, что в авиацию попал просто случайно, но летчиком в своих мечтах его видел погибший на фронте отец – Дмитрий Николаевич. И, наверное, так сильна была эта отцовская мечта, что вопреки всем жизненным обстоятельствам подарила сыну крылья и буквально подняла в небо!…

Родные истоки

- Такие, как я, в авиацию не попадали, - говорит Иван Дмитриевич, - я же родом из брянской деревушки на 50 дворов. Родился 19 января 1938 года, Иваном назвали мама с бабушкой – пока отец в городе на службе был. Они и «зарегистрировали» меня в церковной книге рождений Иваном. Отец даже обиделся тогда на бабушку. Говорил, мол, зачем сыну имя сказочного дурака дали? Маму – Анастасию Мироновну - ругать не стал: любил ее, хоть и считал слегка непутевой: она у себя в деревне только в первом классе немного поучилась, а потом бросила школу. Так и осталась безграмотной, но была красивая, добрая и работящая, вот, отец и полюбил ее. К началу Великой Отечественной имели уже двоих детей – меня и мою сестренку.

Надо сказать, что по тем временам отец Ивана Дмитриевича имел весьма приличное образование – семь классов школы и пехотное военное училище. Был он человеком серьезным и обстоятельным, хорошим командиром. Прошел Финскую и к началу Великой Отечественной был уже опытным боевым офицером, служил в стрелковой дивизии, базировавшейся тогда в Витебске. Иван Дмитриевич помнит, как папа брал его, маленького, на колени, как учил маршировать на военный манер, как подбрасывал в воздух своего «маленького летчика», как хвалил и обнимал, и, наверное, гордился тем, что его сынок в свои три с половиной годика уже проявляет интерес и способности к военному делу. Правда, предчувствуя впереди большую войну, Дмитрий Николаевич наказал одной из сестер жены – старшей и самой образованной - позаботиться о том, чтобы Ваня стал летчиком, если сам он погибнет.

Но, наверное, главную роль в воспитании и становлении Ивана сыграл его дедушка по материнской линии Мирон Алексеевич. Именно он успел снять их с матерью с поезда, когда после нападения фашистов на Советский Союз семьи комсостава срочно стали эвакуировать в Свердловскую область. Мама тогда сильно растерялась, не знала, что ей делать. Решение деда забрать дочь и внуков в затерянную в брянских лесах родную деревеньку оказалось, наверное, единственным спасением. Тем более что дед Ивана Дмитриевича был личностью весьма неординарной. Он воевал с «германцем» еще в Первую мировую, но в 1915 году попал в плен и провел в Германии долгих семь лет. Домой, на Брянщину, вернулся только в 1922 году: в другую страну, жившую при совсем другой власти и по совсем другим законам. То, как трудно было ему выжить в немецком плену, было видно по состоянию его здоровья – он едва мог ходить из-за ревматизма, маялся до конца жизни и от других приобретенных заболеваний. Правда, за годы плена и работы у немцев многое почерпнул в плане устройства их хозяйства, быта и отношения к труду, хорошо выучил немецкий язык.

Из-за болезней деда не стали загонять в колхоз, когда началась коллективизация, а позволили жить единоличным хозяйством и только сдавать часть произведенной продукции. Так что к началу войны они с бабушкой имели крепкое хозяйство, в котором были и домашний скот, и птица, и огород с садом.

Военное детство и послевоенная юность  

Когда уже в июле 1941 года в их деревню вошли немцы, дедушка Ивана заговорил с ними практически на чистом немецком языке, чем, возможно, отвел от всей деревни большую беду – приятно удивленные фашисты не стали зверствовать и вскоре ушли в наступление дальше на восток. О жизни в оккупации Иван Дмитриевич говорит немного, без особенных подробностей: частично оттого, что по малолетству многого не запомнил, частично оттого, что врезавшееся в детскую память очень тяжело вспоминать без слез.

- В оккупации, - говорит он, - мы жили как все. Поначалу фашисты продукты у населения брали не силой, но «просили» так, что напуганные люди были рады отдать все, лишь бы остаться в живых. А когда набрало силу партизанское движение, тут уж всякой беды натерпелись, но партизанам помогать не переставали, молодежь прятали в лесу, чтобы в Германию не угнали.

При отступлении фашисты почти полностью сожгли их деревушку – осталось всего семь дворов. В свой уцелевший дом дедушка и бабушка приняли жить еще девять семей односельчан-погорельцев.

- Спали все на полу покатом, укрывались одними дерюжками. Не было соли и мыла, нас заедали вши, и донимала чесотка, - вспоминает наш герой.  

Сразу после освобождения заработала школа, и дед привел смышленого пятилетнего Ваню в первый класс, где с ним вместе сели за парты ребята вдвое его старше, которые не смогли из-за войны начать учебу вовремя. Ваня учился всегда только на «хорошо» и «отлично»: собственных дарований хватало, и дедушка помогал. Неграмотная мать вряд ли смогла бы дать сыну образование, да и в колхозе она «ишачила» с утра до ночи. Об отце сведений никаких не было, лишь только, что пропал без вести в июне-июле 41-го. Но позднее родной дядя Ивана Дмитриевича говорил ему, что отец погиб только в 1943 году, а тогда, в 41-м смог выбраться из окружения. Как было на самом деле, неизвестно до сих пор, хотя Иван Дмитриевич неоднократно в разные годы делал запросы.

Когда он окончил семилетку, то строил планы на поступление в ремесленное училище, но его забрала в Башкирию тетка, которой отец «поручил» отдать его в летчики. Правдами-неправдами она уговорила Ивана пойти учиться в восьмой класс, а не в ремесленное училище. Как только начался учебный год, старшеклассников отправили в село убирать урожай картошки, и почти сразу пришла трагическая весть: у паромной переправы Ванина тетя погибла под колесами грузовика, у которого отказали тормоза. В 13 лет он остался один…

Спасло его то, что по-родительски к нему отнеслись педагоги школы, и на тот момент в Башкирии проживало много его родственников. Так, «всем миром» - кто борща нальет, кто какую-нибудь одежонку справит – и дали Ване возможность окончить 10 классов.

Он тогда хотел стать сразу и геологом, и моряком, и железнодорожником – лишь бы не сидеть на одном месте - про авиацию вообще не думал. И тут получил вызов из военкомата, где ему сказали, что возраст у него призывной, и его документы оформляются к отправке… в летное училище! Вот где «сработала» отцовская мечта! Вот где она вопреки всему «догнала» и «поставила на крыло» деревенского мальчишку, сына погибшего фронтовика - Ивана Евгенова!

Из поколения героев

С тех пор минули десятилетия, полные разных событий и обстоятельств, в том числе и тех, что препятствовали продолжению его летной карьеры. Но всегда отцовская мечта вызывала, видимо, к действию какие-то неведомые добрые силы, которые возвращали нашего героя за штурвал самолета и берегли его в небе и на земле.

Иван Дмитриевич Евгенов в 1963 году окончил Бугурусланское летное училище, успел освоить пилотирование нескольких типов самолетов, поработать на Дальнем, а потом и заграничном Ближнем Востоке. А после «уничтожения» Хрущевым бомбардировочной авиации (когда с запуском первого искусственного спутника Земли и появлением ракет генсек сказал, что необходимость в бомбардировочной авиации почти отпадает) пилот бомбардировщика Иван Евгенов даже два года трудился на предприятии, где, в том числе, принял участие в изготовлении ракетного топлива для космического полета Гагарина.

И опять отцовская мечта и собственные упорство и жизнелюбие вернули ему небо и штурвал, только теперь уже – гражданского самолета. В Краснодарском объединенном авиаотряде Северо-Кавказского управления гражданской авиации он начинал с должности второго пилота. В 1971 году Иван Дмитриевич был назначен командиром воздушного судна, с 1975 года работал пилотом-инструктором, а с 1983 года был избран коллективом и переведен на должность командира 1-й авиаэскадрильи 336-го летного отряда.

В 1977 году наш герой окончил командный факультет Ордена Ленина Академии гражданской авиации в Ленинграде. Пролетав пилотом не одно десятилетие, в 1998 году Иван Евгенов перешел на «наземную» работу, возглавив инспекцию по безопасности полетов ОАО «Авиационные линии Кубани». За освоение самолетов третьего поколения Иван Дмитриевич Евгенов в 1995 году был награжден орденом Почета, а в 1999 году ему было присвоено звание «Заслуженный пилот России».

Деревенский мальчишка-полусирота родом из военного детства, он сумел многого достичь и в профессии, и в жизни. Был хорошим мужем, вырастил двоих сыновей, став зачинателем авиационной династии: один из сыновей – пилот гражданской авиации, второй – сотрудник наземных авиационных служб АО "Международный аэропорт Краснодар". Иван Дмитриевич – счастливый дедушка красавицы-внучки и троих внуков, одного из которых почти с рождения вырастил как собственного ребенка, вернув мальчику здоровье и дав возможность наслаждаться полноценной жизнью.

Казалось бы, Иван Дмитриевич так много успел сделать за свои 83 года, а он все хлопочет, не успокаивается – ежедневно заботится о своей семье, о построенном самостоятельно доме и участке, нередко приходит в аэропорт к своим молодым коллегам, которые встречают его с неизменным уважением. И глядя на этого еще крепкого молодцеватого мужчину с удивительным стремлением жить и созидать, ты совершенно естественно вдруг перестаешь сомневаться в том, что он – представитель особенного поколения, давшего нашей Родине так много героев.

На крыльях отцовской мечты На крыльях отцовской мечты На крыльях отцовской мечты

Автор