Экономисты дали прогноз цен на 2022 год

Экономисты дали прогноз цен на 2022 год

Консультант по стратегическому развитию КПК «Капитал регионов» Григорий Пахомов привел в пример статистику 2021 года: почти все товары и услуги подорожали. По информации различных экспертных бюро, которой руководствуется эксперт, средняя инфляция потребительской корзины составила почти 13-15%.

«Фарш мясной — на 11,92%, мясо индейки — на 13,98%, рыба — на 14,62%, масло сливочное — на 6,98%, яйца куриные — на 9,92%, сахарный песок — на 9,5%, майонез — на 23,78%, картофель — на 53,42%, морковь — на 75,2% и многое другое. Это очень высокий результат», — сказал собеседник ПЭ.

Непродуктовые товары в цене тоже выросли: стройматериалы — на 25%, автомобили — на 17-23%, квартиры — на 17%, электроника — более чем на 15%. Пахомов назвал это следствием целого ряда факторов, таких как пандемия, санкционная риторика Запада, дефицит энергоресурсов и пр. В 2022 году тенденция сохранится, уверен Пахомов:

«Уже сейчас эксперты говорят о росте цен на новое жилье на 15-20% из-за подорожания строительных материалов. Автодилеры анонсируют повышение стоимости автомобилей минимум на 15%. Продукты питания тоже могут вырасти на 10-15%. Важно понимать, что современная тенденция к глобальной инфляции будет двигать цены только вверх, и ожидать отсутствия роста не стоит».

Доцент экономического факультета Сергей Черников тоже придерживается мнения, что многие товары подорожают. По его словам, этому способствуют продолжающаяся в США долларовая эмиссия и перебои в логистике.

«Проще сказать, на что цены станут расти сравнительно ниже среднего. Скорее всего, медленнее будут дорожать автомобили, одежда и электроника (в первую очередь смартфоны и ноутбуки). Эти группы товаров в 2021 году уже уперлись в "стеклянный потолок" падающей покупательской способности населения. Остальное — еда, медицина, акцизные товары, бытовая химия, косметика и гигиенические товары — продолжат свой рост, возможно, даже "наперегонки"», — дал прогноз Черников.

Допустил собеседник ПЭ и возможный дефицит каких-то товаров. На это могут повлиять сбои в логистике, недопроизводство, очередной локдаун, парализующий работу узлового порта, или танкер, который заблокирует важный маршрут. Предсказать все это едва ли возможно. Но полноценный дефицит в современных условиях получить сложно, так как всегда есть другой, более дорогой или менее удобный путь подвоза, заметил эксперт. Другое дело, что из-за падающих доходов граждан могут исчезнуть конкретные товары в ассортименте.

«Например, вместо привычного десятка брендов оливкового масла может остаться два, хуже качеством. Эта опасность в 2022-м вполне реальна и будет происходить по широкому спектру товаров», — предупредил Черников.

(фото из открытых источников)

Автор